Разница между страницами «Евпатория» и «Крушение танкеров Волгонефть у мыса Панагия»

Материал из КрымологияА
(Различия между страницами)
Перейти к навигации Перейти к поиску
ru>А.Крымов
 
ru>Т.Арвад
 
Строка 1: Строка 1:
'''Евпатория''' – город в России, в Республике Крым, расположен в западной её части на пути из Симферополя на Тарханкутский полуостров, порт на севере Каламитского залива.[[Файл:Евпатория. Новогодняя ёлка-2024.jpg|thumb|right|400px|Новогодняя елка-2024 в Евпатории]] До революции 1917 года был уездным городом Евпаторийского уезда [[Таврическая усеченная губерния|Таврической губернии]] (губернский город - Симферополь). Сейчас - город республиканского значения (городской округ), в состав районов не входит, имеет в своём подчинении несколько посёлков. Территория Евпатории в целом окружена Сакским районом, посёлки-эксклавы на Донузлаве через озеро граничат с Черноморским районом.
+
статья будет называться так: «Крушение танкеров Волгонефть у мыса Панагия»
  
== Евпатория – курорт ==
 
Преимущественная специализация Евпатории — курортно-лечебная.
 
  
Евпатория — климатический приморский, грязевой и бальнеологический, преимущественно детский, курорт степной зоны в западной части Крымского полуострова. (из Большой медицинской энциклопедии<ref>_https://бмэ.орг/index.php/ЕВПАТОРИЯ </ref>)
+
15 декабря 2024 года в районе южного створа Керченского пролива (горловины, входа) произошло последовательно два крушения танкеров класса «Волгонефть», перевозивших топочный мазут. Источники РБК указывают как место крушения судов «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» окрестности мыса Такиль на Керченском полуострове, а место выброса танкера «Волгонефть-239» на мель — мыс Панагия. Второй танкер находится всего в 80 метрах от берега<ref>Интерфакс</ref>.
  
''Медицинская наука:'' в Евпатории располагался 1 из 2 филиалов Центрального ордена Трудового Красного Знамени НИИ курортологии и физиотерапии (город [[Москва]], основан в 1921 году). НИИ такого профиля была не много, и за пределами крупнейших городов только в Ялте, Сочи, Пятигорске, [[Одесса|Одессе]] (с филиалом в Ужгороде) и два филиала грузинского НИИ в курортных городах (в Цхалтубо и Сухуми). Остальные - либо столицы союзных республик, либо крупнейшие центры региональной науки (типа Томска в Сибири).
 
  
== Размер города ==
+
ФГБУ "Морспасслужба" (подразделение Министерства транспорта РФ) также отмечает, что ЧС в акватории Керченского пролива — первая в мире авария с «тяжелым» топочным мазутом марки М100. Такой мазут застывает при температуре +25℃, по плотности почти как вода и тяжелее, и, в отличие от других нефтепродуктов, не всплывает на поверхность, а уходит на дно или плавает в толще воды. В мире нет испытанных технологий по его удалению из толщи воды. Поэтому основной способ — сбор с береговой линии, когда мазут выбрасывает в прибрежную зону<ref>Опубликовано в официальном телеграм-канале Минтранса России, уже на который сослались Коммерсант, Комсомольская правда, Риа Новости и другие. _https://t.me/Mintrans_Russia/4844</ref>.
Евпатория - 4-й по численности населения город Крымского полуострова, стабильно сохраняющий численность свыше 100 тысяч человек. Таких городов в старой РФ - не так уж и много - 170 шт, да еще 10 в ЛНР, ДНР и Запорожской области. Курортную специализацию имеют считанные единицы из них: Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Сочи и Бердянск. Остальные курорты Крыма и Кавказа меньше по населению, чем Евпатория (Ялта и Феодосия также меньше Евпатории).
 
  
== Структура занятости и связанная с этим экономическая специализация ==
 
Евпаторийский городской округ - это гигантский курорт, 2 удалённые базы Черноморского флота (Новоозёрное и Мирный, оба на Донузлаве) и 1 посёлок со смешанной научно-курортной специализацией (Заозёрное), структура занятости в организациях с большим количеством работников соответствующая:
 
: 37,3% - Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (охватывает санатории, пансионаты, курортную и городскую медицину)
 
: 14,4% - Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (кадровые военные, контрактники, сотрудники других силовых ведомств, отчасти органы соцзащиты)
 
: 18,6% - Образование <small>(в городах, где преобладает малый бизнес в структуре занятости такой процент почти норма)</small>
 
: 14.3% - Промышленное производство, всех видов (включая деятельность котельных и водоканала, т.е. производство тепла и воды)
 
: (данные за 2019 год<ref>источник №102 </ref>)
 
  
== Краткие сведения ==
+
== Источники ==
'''История.'''
+
* ''РБК'' _https://www.rbc.ru/society/13/01/2025/67854bd39a7947039026bf71?ysclid=m5wdbk9n3v262490014 _Какие районы пострадали от разлива мазута в Керченском проливе. Карта
 
+
* ''Интерфакс'' _https://www.interfax.ru/russia/997848 _С терпящего бедствие танкера "Волгонефть 239" спасли пять человек
В начале V века до н.э. малоазийские греки основали свою колонию - город Керкинитида - на том месте, где позднее появится Евпатория. Древнегреческий город просуществовал 4 века (с начала V века до н.э. до конца II века до н.э.).
 
 
 
После этого начался период многовекового господства кочевников в крымской степи — место у моря, ничем не защищенное, им не было нужно. С установлением над всем Крымом и Северным Причерноморьем власти турок-османов (переломным годом был 1475-й) никаких угроз поселению, кроме внутренних, больше не предвещалось. Турки выстроили на берегу бухты свою крепость с гарнизоном из янычар, но порт и город, возникшие при крепости, достались Крымскому ханству. Поселение называлось Гезлев (чаще через ё - '''Гезлёв''') или по-русски '''Козлов''' было единственным портом [[Крымское ханство|Крымского ханства]]. Все остальные порты полуострова принадлежали непосредственно Османской империи: по современным названиям это Керчь, Феодосия, Судак, Балаклава и ряд более мелких.
 
 
 
Путешественник {{Svet|Иоганн Тунманн}}, посетивший в XVIII веке Крымское ханство, говоря о городе отмечал:
 
 
 
''Гёслеве или Гьюзлеве'' — один из самых значительных городов Крыма. Он лежит на северной стороне морского залива, в котором имеет рейд и маленькую и настолько мелкую гавань, что может посещаться только мелкими судами. Город обнесен вокруг каменной стеной и башнями, имеет приблизительно 2500&nbsp;каменных домов, много прекрасных мечетей и населен главным образом татарами, турками, греками, армянами и евреями.<ref>По источнику: Иоганн Тунманн, «Крымское ханство» — стр. 39</ref>.
 
 
 
В период Русско-турецкой войны 1968-1974 годов Гезлёв был занят русской армией, под общим руководством князя Долгорукова, позднее тут со своим штабом разместился Александр Васильевич '''Суворов''', сделавший многое для приведения городских дел в порядок и борьбы с эпидемиями, обычно сопровождающими военные годы. Другим крупным городам Крыма так не повезло, Кафа (Феодосия) к примеру лишилась большей части населения, а о благоустройстве руин даже позаботиться было не кому.
 
 
 
В любом случае с этого времени (русско-турецкой войны и Присоединения Крыма к России в 1783 году) развитие города больше не замирало. В 1784 году императрица Екатерина II издала указ по которому город получил статус уездного центра и новое имя — '''Евпатория''' (в честь понтийского царя Митридата IV Евпатора — одного из величайших правителей греков эпохи эллинизма).
 
 
 
<small>тут см [[Евпаторийский уезд (библиотека)|Евпаторийский уезд (полно)]], [[Евпаторийский уезд|Евпаторийский уезд (кратко)]]</small>
 
 
 
Во время Крымской войны 2-6 сентября 1854 года (по старому стилю) многочисленная армия англичан, французов и турок высадилась под Евпаторией и заняла город. Англо-французская армия проследовала по направлению к Севастополю, в городе был оставлен турецкий гарнизон. Много позднее 5 (17) февраля 1955 года русская армия попыталась отбить город у турок — штурм Евпатории окончился неудачей, что самым негативным образом повлияло на настроение гарнизона Севастополя и императора Николая I — скончавшегося от неизвестных причин несколькими неделями спустя. Угроза флангу русской армии по-прежнему сохранялась.
 
 
 
В 1858 году Евпаторийская караимская община решила увековечить события Крымской войны и почтить память доблестных русских воинов. На месте боёв (в то время на окраине города, где находился оборонный вал) на средства местных купцов был установлен мраморный обелиск и пара трофейных пушек. Текст на мемориальной доске следующий: «Храбрым защитникам веры, царя и отечества, павшим здесь 5 февраля 1855 года. В память потомству сооружён усердием евпаторийского караимского общества в 1858 году».
 
 
 
На протяжении всего XIX века крымские караимы, ранее жившие в основном в горном городке Чуфут-Кале (один из т.н. «пещерных» городов Крыма) около Бахчисарая, переселились в Евпаторию. Город стал основным центром караимской культуры, образования и экономической деятельности. Уже потом караимы укрепились в Феодосии, Мелитополе и губернском центре Симферополе. Благополучное сочетание тюркской крови с крайне самобытной формой иудаизма помогло общине пережить немецко-фашистскую оккупацию Крыма с потерями сопоставимыми с обычными жителями Крыма (русскими, греками и другими). Конкретные лица, доносившие до немецких идеологов-расистов идею о том, что караимы ничуть не хуже прочего тюркского и славянского населения полуострова, имеют теперь весьма неоднозначную репутацию, но — народ караимов выжил. А Евпатория по прежнему — один из его важнейших культурных центров.
 
 
 
По состоянию на 1861 год население города составляло 7081 человек. В городе имелось: 1200 домов и 23 кофейни<ref>сокращённо по Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкому cлoваpю Рoccийcкой Импepии П.Семёнова</ref>. Были и храмы — православный, армяно-григорианский и католический.
 
 
 
В конце XIX столетия Евпатория стала быстро набирать популярность как курорт. Территория между старым городом и озером Мойнаки начала активно застраиваться дачами. В 1914 году в городе открыт трамвай, в 1915 проведена железнодорожная линия от Севастопольской ветки Южных железных дорог (этому крупному предприятию принадлежала большая половина пути из Москвы в Крым, начиная от Курска и южнее). Евпаторийская ветка начиналась от станции Сарабуз (ныне Гвардейское) к северу от Симферополя и проходила через Саки в Евпаторию.
 
 
 
== Статьи в проектах Крымологии ==
 
На текущем сайте:
 
* [[Храм Святого Илии (Евпатория)]]
 
 
 
 
 
На архивных сайтах
 
* http://города.крымология.рф/index.php?title=Евпатория - '''Евпатория''' ''(Города Крыма:преамбула и первый раздел)''
 
** _http://города.крымология.рф/index.php?title=Жители_Евпатории ''(Население etc)''
 
** _http://города.крымология.рф/index.php?title=Инфраструктура_Евпатории
 
** _http://города.крымология.рф/index.php?title=О_Евпатории-1 ''(прочие сведения)''
 
 
 
=== Сноски ===
 

Версия 15:42, 14 января 2025

статья будет называться так: «Крушение танкеров Волгонефть у мыса Панагия»


15 декабря 2024 года в районе южного створа Керченского пролива (горловины, входа) произошло последовательно два крушения танкеров класса «Волгонефть», перевозивших топочный мазут. Источники РБК указывают как место крушения судов «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» окрестности мыса Такиль на Керченском полуострове, а место выброса танкера «Волгонефть-239» на мель — мыс Панагия. Второй танкер находится всего в 80 метрах от берега[1].


ФГБУ "Морспасслужба" (подразделение Министерства транспорта РФ) также отмечает, что ЧС в акватории Керченского пролива — первая в мире авария с «тяжелым» топочным мазутом марки М100. Такой мазут застывает при температуре +25℃, по плотности почти как вода и тяжелее, и, в отличие от других нефтепродуктов, не всплывает на поверхность, а уходит на дно или плавает в толще воды. В мире нет испытанных технологий по его удалению из толщи воды. Поэтому основной способ — сбор с береговой линии, когда мазут выбрасывает в прибрежную зону[2].


Источники

  • РБК _https://www.rbc.ru/society/13/01/2025/67854bd39a7947039026bf71?ysclid=m5wdbk9n3v262490014 _Какие районы пострадали от разлива мазута в Керченском проливе. Карта
  • Интерфакс _https://www.interfax.ru/russia/997848 _С терпящего бедствие танкера "Волгонефть 239" спасли пять человек
  • Интерфакс
  • Опубликовано в официальном телеграм-канале Минтранса России, уже на который сослались Коммерсант, Комсомольская правда, Риа Новости и другие. _https://t.me/Mintrans_Russia/4844