Разница между страницами «Мильгаузен, Фёдор Карлович» и «Кайгадор»

Материал из КрымологияА
(Различия между страницами)
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
м (1 версия импортирована)
 
Строка 1: Строка 1:
{{Персона
+
'''Кайгадор''' ''(или Кайдагор)'' — армяно-кипчакская крепость. Существовала во времена генуэзского владычества в средневековой [[Феодосия|Феодосии]] (Кафе), рядом с современным посёлком [[Орджоникидзе]].
|описание          = учёный, врач, метеоролог
 
|имя              = Фёдор Карлович Мильгаузен
 
|оригинал имени =
 
|фото              = milgauzen_k.jpg
 
|ширина            =
 
|комментарии к фото=
 
|национальность    =
 
|гражданство      =
 
|род деятельности  = учёный, врач, метеоролог
 
|краткое описание  =
 
|чем известен      =
 
|наследие          =
 
|достижения        =
 
|награды          =
 
|в литературе      =
 
|сайт              =
 
|день рождения=4
 
|месяц рождения=7
 
|год рождения=1775
 
|ныне живущий =
 
|день смерти=22
 
|месяц смерти=03
 
|год смерти=1853
 
|место рождения=Санкт-Петербург
 
|место смерти=
 
|место рождения в Крыму=
 
|место смерти в Крыму=Симферополь
 
|место жительства в Крыму 1=Симферополь
 
|место жительства в Крыму 2=
 
|место жительства в Крыму 3=
 
}}
 
'''Фёдор Карлович Мильгаузен''' ('''Мюльгаузен'''; {{Дата рождения|4|07|1775}}, [[Санкт-Петербург]] — {{Дата смерти|23|03|1853}}, [[Симферополь]]) — врач, чл.-корр. статистического отдела Министерства внутр. дел, Медико-хирургической академии. [[Действительный статский советник]] (1846). Основатель Симферопольской метеостанции.
 
  
Один из главных медицинских специалистов русской армии (а кроме того член Комитета по ученой медицинской части, член медицинского совета Министерства духовных дел и народного просвещения.
+
== Описание местности ==
 +
Местность в окрестностях посёлка Орджоникидзе была обжита человеком ещё 4-5 тысяч лет назад. Археологи находили здесь кремниевые скребки, наконечники стрел, обломки лепных сосудов, створки устриц и мидий.
  
== Биография ==
+
В полутора километрах к северо-западу от посёлка находится горбатая вершина с крутыми склонами – {{red|Джан-Кутаран}}. В словаре топонимов под редакцией Ю. Белянского приведена интересная версия перевода названия этой горы: с тюркского «джан куртаран йок му» или “спасите, на помощь!”. Действительно, южные обрывистые склоны Джан-Кутаран изрезаны козьими тропами. Если вы захотите пройти по ним в неподходящей обуви или после осадков, вам возможно не раз придётся просить о помощи своих спутников.
Мильгаузен поступил в Петербургский медицинский институт в возрасте 14 лет, а в 22 года уже начал врачебную практику. Работал врачом в Обуховской больнице и проявил себя как дельный и самоотверженный работник. В 1806 получил звание гражданского генерала-лекаря и должность главного врачебного инспектора.
 
 
Внес значительный вклад в борьбу с эпидемиями: по распоряжению императора был командирован в Вильно (1807), в Саратовскую губернию (1808), затем в Дерпт, Финляндию, Самару. За добросовестный труд удостоен орденов, денежных наград и чинов. В 1811 назначен членом комитета по ученой медицинской части, избран корреспондентом, а затем членом медицинского Совета Министерства духовных дел и народного просвещения и др.  
 
  
== Мильгаузен в Крыму ==
+
Более вероятным мне видится другой вариант происхождения этого названия. На северном пологом склоне вершины в конце 14 века армянами был построен монастырь Иоанна Крестителя. Для описания местности вокруг него более всего подходит значение «спасение души».
Выйдя в отставку по болезни, Мильгаузен уехал в Крым чиновником для особых поручений по врачебной части при Таврическом губернаторе и поселился в Симферополе. Боролся с чумой в Закубанской области (1822), в Севастополе (1829), а в 1833 с холерой в Таврической губернии.  
 
  
По примеру своих коллег — врачей-естествоиспытателей [[Стевен|X.Х. Стевена]], [[Арендт, Андрей Фёдорович|А. Ф. Арендта]] и Бетлинга увлекся садоводством и создал сад, ставший образцом садовой культуры. Изучал флору и фауну Крыма.  
+
== История ==
 +
[[Файл:Кайгадор.jpg|thumb|left|200px|Развалины армянской церкви {{coord|44|58|14.52|N|35|19|56.44|E|type:landmark}}]][[Файл:Кайгадор источник.jpg|thumb|left|200px|Старый пересохший источник рядом с армянской церковью]]В 11 веке здесь начали обосновываться армяне, широко селившиеся тогда по всему восточному Крыму. Во времена генуэзского владычества в средневековой Феодосии (Кафе), рядом с современным посёлком Орджоникидзе существовала армяно-кипчакская крепость Кайгадор (или Кайдагор).
  
В 1821—1853 гг. он тщательно вел метеорологические наблюдения в Симферополе. Данные наблюдений М. впоследствии были обработаны П. И. Кеппешем и [[Вильд|Г. И. Вильдом]] и опубликованы в летописях Главной физической обсерватории. [[Вильд|Г. И. Вильд]] использовал их также в своих работах «О температуре воздуха в Российской империи» (Спб, 1882) и «Об осадках в Российской империи» (Спб, 1888). В 1835 избран членом-корреспондентом статистического отделения совета Министерства внутренних дел (этому отделу он посвятил свои наблюдения с целью составления фундаментального труда по медико-топографическому описанию Крыма), а также членом Московского общества испытателей природы.  
+
Одни из ворот города, из которых начиналась дорога к крепости, назывались кайгадорскими, а гряда холмов в окрестностях называлась Кайгадоры или Кайдагоры. Эти ворота вели на северо-запад от Кафы и располагались рядом с фонтаном [[Айвазовский, Иван Константинович|Айвазовского]] в современной Феодосии. В 15 веке за ними был приставлен отдельный «капитан ворот», а в 19 веке ворота были украшены рельефом святого Георгия.
  
Был попечителем [[Образование в дореволюционном Симферополе|Симферопольской губернской казенной мужской гимназии]], которой пожертвовал 570 томов книг, атласы, приборы для физического кабинета. Активно участвовал в издании газеты «Таврические губернские ведомости», в работе публичной библиотеки.
+
Некоторые учёные считают, что название Кайгадор – искажение армянского имени Хачатур (Креститель) и что так называли крепость около монастыря сами армяне в 14 веке.
  
Активно занимался врачебной практикой и пользовался искренней любовью пациентов, о чем свидетельствует празднование 50-летия его врачебной деятельности. В 1846 г., в ознаменование 50-летия врачебной деятельности замечательного медика и ученого, симферопольцы устроили в его честь торжественный обед, на котором была исполнена кантата, написанная композитором А. Н. Серовым, произнесено много поздравительных и благодарственных речей, а на память юбиляру преподнесена серебряная ваза с рисунком И. К. Айвазовского. По инициативе предводителя дворянства Казначеева была объявлена подписка на приобретение подарка юбиляру, причем было поставлено условие, что сумма пожертвования не должна превышать 1 рубль. Многие лица пожелали таким образом высказать Мильгаузену свою признательность. На собранные деньги была заказана серебряная ваза по рисунку [[Айвазовский, Иван Константинович|И. К. Айвазовского]]. На одной стороне вазы была изображена аллегорическая картина: на фоне Чатыр-дага Федор Карлович сидел в кресле, ему с поклоном подносил хлеб-соль русский мужик, за ним располагалась группа — татарин, немец, караим, еврей и армянин — все в национальных костюмах.
+
И крепость, и монастырь были разрушены турецкими янычарами в 1475 году. Позже турки называли это место и близлежащую бухту «Текие», с тюркского «монастырь». О нём упоминал известный учёный исследователь Крыма [[П. Кёппен]].
  
 +
В XVIII веке в списках выселенных Екатериной II христианских сёл упоминается Катагор или Кайдагор. При этом не установлено, были ли депортированные царицей христиане армянами, греками, но «по умолчанию» считается, что они были православными. В Приазовье среди депортированных общин крымских греков есть выходцы из села Катагор (некоторые греки передают его название как Кайтохори, Хайтохори)<ref>Сетевой ресурс: travel.org.ua/forums/viewtopic.php?p=213422</ref>.
  
Федор Карлович Мильгаузен скончался в марте 1853 г. Хоронил его весь Симферополь. В конце XIX в. городская дума приняла решение назвать именем ученого и общественного деятеля уже обозначившуюся улицу, на которой стоял и стоит доныне его дом. При оформлении табличек было допущено искажение фамилии, и улица стала называться Мюльгаузенской. <ref> [Сетевой ресурс: oldcards.org.ru/library/simferopol2/simferopol2-20.html Симферополь. Улицы рассказывают, Киевская]</ref>
+
В 1928 году учёный-географ Бабков И.И. сделал описание развалин этого монастыря. В то время были видны ещё остатки стен, фундамента, водопровода и небольшого участвка вымощенной камнем дороги. В апсиде читалась древнеармянская надпись: «Эти святые знаменя есть предстатель Саргиса монаха и брата его во Христе преставившегося Григория и Нарсеса. Лета 854, мая 18. По современному летоисчислению 1405 год. Судя по этой надписи, монастырь был сооружен в конце 14 века.
  
 +
В годы Великой Отечественной войны остатки полукруглой апсиды были полностью разрушены, не сохранились и камни с высеченными на них крестами – «хачкары». В 1988 году археологическая экспедиция Института археологии Академии наук Украины под руководством Айбабиной Е.А. произвела раскопки этого монастыря. Учёные смогли открыть трёхметровые стены, свод храма, разные фрагменты перекрытия, бытовые предметы.
  
Бывший заведующий Крымским областным комитетом по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, природы и народного быта (КрымОХРИС) [[Полканов, Александр Иванович|А. И. Полканов]] в 1921 г. видел на стене кабинета Ф. К. Мильгаузена, в рамке под стеклом, неизвестный автограф А. С. Пушкина. Когда Полканов поинтересовался им, внучка Мильгаузена рассказала, что это фамильная реликвия — дар великого русского поэта ее деду. В 1924 г. дальние родственники Мильгаузена вывезли всю обстановку дома в Москву, и следы этой реликвии затерялись [47]. <ref> [Сетевой ресурс: oldcards.org.ru/library/simferopol2/simferopol2-20.html Симферополь. Улицы рассказывают, Киевская]</ref>
+
== См. также ==
 
+
[[Кудыкины горы]]
== Пятиствольный каштан ==
 
 
 
Дом где он жил-до сих пор стоит в г.[[Симферополь|Симферополе]]. Ул. Киевская, дом 24. В его доме бывали многие знаменитые люди: [[А. С. Пушкин]], художник [[Айвазовский, Иван Константинович|И. К. Айвазовский]], ботаник [[Стевен |Х. Х. Стевен]], историк [[П. И. Кеппен]], поэты [[К. Н. Батюшков]] и [[Жуковский|В. А. Жуковский]], актер театра [[Щепкин, Михаил Семенович|М. С. Щепкин]], литератор [[Белинский|В. Г. Белинский]] и многие другие.
 
В Симферополе в те времена говорили: "Половину города лечил Мильгаузен, в то время как другую половину -[[Арендт, Андрей Фёдорович|Арендт]] <ref>[Сетевой ресурс: www.crimea.ru/item_info_big.htm?id=592 Дом Ф.К. Мильгаузена]</ref>
 
 
 
За его домом сохранился каштан, который был посажен Ф. К. Мильгаузеном в 1829 году в качестве мемориального семейного дерева: в одну лунку врач посадил шесть плодов каштана — по количеству членов своей семьи. В первые же годы после посадки один росток погиб, а остальные пять хорошо прижились и слились в единое мощное пятиствольное дерево, которое в отличном состоянии сохранилось до наших дней — каштан ежегодно обильно цветет и плодоносит. У самой земли стволы дерева срослись и здесь (на высоте 40 см) их общий обхват составляет 5,15 метров. На высоте 2 метра отдельные стволы каштана имеют обхваты: 1,85 м, 2,00 м, 2,25 м, 2,30 м и 2,25 м. В 1972 году решением Крымского Облисполкома «Пятиствольный каштан» был объявлен памятником природы.
 
  
 +
[Сетевой ресурс: vladko2008.livejournal.com/5138.html История поселка Орджоникидзе. Исправление ошибок]
  
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==
 
+
{{примечания}}
<references />
+
[[Категория:Архив:Феодосийский городской округ]]
{{Tavr-bio-stub}}
+
[[Категория:Крымология Архивная:статьи к переоценке и проверке]]
[Сетевой ресурс: stolica.at.ua/publ/25-1-0-572 Доктор Мильгаузен К 235-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВРАЧА, УЧЕНОГО-БОТАНИКА, МЕТЕОРОЛОГА]
 
[[Категория:Крымология2023:Биографические статьи]]
 

Текущая версия на 15:05, 3 октября 2025

Кайгадор (или Кайдагор) — армяно-кипчакская крепость. Существовала во времена генуэзского владычества в средневековой Феодосии (Кафе), рядом с современным посёлком Орджоникидзе.

Описание местности

Местность в окрестностях посёлка Орджоникидзе была обжита человеком ещё 4-5 тысяч лет назад. Археологи находили здесь кремниевые скребки, наконечники стрел, обломки лепных сосудов, створки устриц и мидий.

В полутора километрах к северо-западу от посёлка находится горбатая вершина с крутыми склонами – Шаблон:Red. В словаре топонимов под редакцией Ю. Белянского приведена интересная версия перевода названия этой горы: с тюркского «джан куртаран йок му» или “спасите, на помощь!”. Действительно, южные обрывистые склоны Джан-Кутаран изрезаны козьими тропами. Если вы захотите пройти по ним в неподходящей обуви или после осадков, вам возможно не раз придётся просить о помощи своих спутников.

Более вероятным мне видится другой вариант происхождения этого названия. На северном пологом склоне вершины в конце 14 века армянами был построен монастырь Иоанна Крестителя. Для описания местности вокруг него более всего подходит значение «спасение души».

История

Файл:Кайгадор.jpg
Развалины армянской церкви Шаблон:Coord
Файл:Кайгадор источник.jpg
Старый пересохший источник рядом с армянской церковью

В 11 веке здесь начали обосновываться армяне, широко селившиеся тогда по всему восточному Крыму. Во времена генуэзского владычества в средневековой Феодосии (Кафе), рядом с современным посёлком Орджоникидзе существовала армяно-кипчакская крепость Кайгадор (или Кайдагор).

Одни из ворот города, из которых начиналась дорога к крепости, назывались кайгадорскими, а гряда холмов в окрестностях называлась Кайгадоры или Кайдагоры. Эти ворота вели на северо-запад от Кафы и располагались рядом с фонтаном Айвазовского в современной Феодосии. В 15 веке за ними был приставлен отдельный «капитан ворот», а в 19 веке ворота были украшены рельефом святого Георгия.

Некоторые учёные считают, что название Кайгадор – искажение армянского имени Хачатур (Креститель) и что так называли крепость около монастыря сами армяне в 14 веке.

И крепость, и монастырь были разрушены турецкими янычарами в 1475 году. Позже турки называли это место и близлежащую бухту «Текие», с тюркского «монастырь». О нём упоминал известный учёный исследователь Крыма П. Кёппен.

В XVIII веке в списках выселенных Екатериной II христианских сёл упоминается Катагор или Кайдагор. При этом не установлено, были ли депортированные царицей христиане армянами, греками, но «по умолчанию» считается, что они были православными. В Приазовье среди депортированных общин крымских греков есть выходцы из села Катагор (некоторые греки передают его название как Кайтохори, Хайтохори)[1].

В 1928 году учёный-географ Бабков И.И. сделал описание развалин этого монастыря. В то время были видны ещё остатки стен, фундамента, водопровода и небольшого участвка вымощенной камнем дороги. В апсиде читалась древнеармянская надпись: «Эти святые знаменя есть предстатель Саргиса монаха и брата его во Христе преставившегося Григория и Нарсеса. Лета 854, мая 18. По современному летоисчислению 1405 год. Судя по этой надписи, монастырь был сооружен в конце 14 века.

В годы Великой Отечественной войны остатки полукруглой апсиды были полностью разрушены, не сохранились и камни с высеченными на них крестами – «хачкары». В 1988 году археологическая экспедиция Института археологии Академии наук Украины под руководством Айбабиной Е.А. произвела раскопки этого монастыря. Учёные смогли открыть трёхметровые стены, свод храма, разные фрагменты перекрытия, бытовые предметы.

См. также

Кудыкины горы

[Сетевой ресурс: vladko2008.livejournal.com/5138.html История поселка Орджоникидзе. Исправление ошибок]

Примечания

Шаблон:Примечания

  1. Сетевой ресурс: travel.org.ua/forums/viewtopic.php?p=213422