|
ru>А.Крымов |
| Строка 1: |
Строка 1: |
| − | {{Персона3}} | + | {{Черниговская энциклопедия}} |
| | + | '''Па́мятник приро́ды''' — охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении. |
| | | | |
| − | [[Файл:Афанасий Никитин.JPG|thumb|330px|Памятник Афанасию Никитину в [[Феодосия|Феодосии]]]]
| + | '''На территории Черниговщины расположено 3 памятника природы:''' |
| − | '''Афана́сий Ники́тин''' (? — [[1472]]) — русский путешественник, писатель, [[Тверь|тверской]] купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря». | + | * '''Болото "Гальский мох"''', гидр , 28 га, 1975, Щорский р-н, Новоборовицкое л-во, кв. 78, 79. Уникальное сфагновое болото с многочисленными редчайшими растениями. |
| | + | * '''Оз. Святое''', гидр., 70 га, 1981, Козелецкий р-н, с. Коропье. Озеро с богатой водной растительностью, ряд видов которой занесен в Красную книгу УССР. |
| | + | * '''Ур. Гулино''', компл., 100 га, 1975, Корюковский р-н, Перелюбское л-во, кв. 1-6. Ценные лесные насаждения естественного происхождения с редчайшими растениями, занесенными в Красную книгу УССР. |
| | | | |
| − | == Биография == | + | == Разновидности == |
| | | | |
| − | Родился около [[1433 год]]а в [[Тверь|Твери]]{{нет АИ|16|08|2009}}, в семье крестьянина Никиты; прозванье его было Майков{{нет АИ|16|08|2009}} (таким образом, «Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). Совершил путешествие в [[1466]]—[[1472]] по Персии, Индии и Турции; составил описание этого путешествия — книгу «Хожение за три моря». Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.
| + | В качестве памятника природы может быть водопад, метеоритный кратер, уникальное геологическое обнажение, пещера или, например, редкое дерево. Иногда к памятникам природы относят территории значительных размеров — леса, горные хребты, участки побережий и долин. В таком случае они именуются урочищами или охраняемыми ландшафтами. |
| | | | |
| | + | Памятники природы подразделяются по типам на ботанические, геологические, гидрологические, гидрогеологические, зоологические и комплексные. |
| | | | |
| − | Отправившись из Нижнего Новгорода в свите ширванского посла, Никитин был ограблен астраханскими татарами в устье Волги. Он не захотел с пустыми руками возвращаться обратно, где у него были долги, и решился пробраться в Индию с дорогим жеребцом, которого он надеялся выгодно продать там, и, купив нужных на Руси товаров, возвратиться домой. Однако он ошибся в расчёте:
| + | Для бо́льшей части памятников природы устанавливается режим заказников, но для особо ценных природных объектов может быть установлен режим заповедников. |
| − | {{цитата|Налгали мне псы бусурманы, наговорили, что всякого нашего товара там много, а вышло, что нет ничего на нашу землю, все товар белый на бусурманскую землю, перец да краски — это дешево, но зато пошлины большие да на море разбойников много.}}
| |
| | | | |
| − | Кроме обманутых надежд относительно торговых выгод Никитин подвергался большим опасностям:
| + | [[Категория:Крымология23:Определения различных терминов]] |
| − | {{цитата|В Чунере хан взял у меня жеребца и, узнавши, что я не бусурманин, а русский, стал говорить: „И жеребца отдам, и тысячу золотых дам, стань только в нашу веру магометанскую; а не станешь в нашу веру, то и жеребца возьму, и тысячу золотых на голове твоей возьму“ — и сроку дал 4 дни, в госпожинки на Спасов день. Но Господь Бог смиловался на свой честный праздник, не отнял от меня, грешного, своей милости, не повелел погибнуть в Чунере с нечестивыми; накануне Спасова дни приехал Магмет Хоросанец; я к нему с челобитьем, чтоб похлопотал обо мне, и он поехал к хану и отпросил меня, чтоб в свою веру меня не обращали, и жеребца моего у хана взял. Таково Господне чудо на Спасов день! Братья русские христиане! Кто хочет идти в Индейскую землю, тот оставь веру свою на Руси, закричи: Магомет! — и ступай в Индостанскую землю.
| |
| − | }}
| |
| − | Никитин описывает красоту южной природы, пышность владельцев и вельмож, великолепие дворцов их, бедность сельского населения, легкую одежду жителей Индии, их легкие нравы.
| |
| − | {{цитата|Познакомился я со многими индейцами, — говорит Никитин, — и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах и жен своих от меня не прятали; я расспросил все об их вере, и они говорят: веруем в Адама, а Бут<ref>Бут — „идол“, в данном случае, чаще всего, Шива</ref> — это Адам и род его весь. Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится.}}
| |
| − | | |
| − | Тяжело стало Никитину на чужой дальней стороне среди 84 вер:
| |
| − | {{цитата|О благоверные христиане! Кто во многие земли часто плавает, тот во многие грехи впадает и веры лишается христианской. Мне, рабу Божию Афанасию, сгрустнулось по вере: уже прошло четыре Великих поста, четыре Светлых воскресенья, а я, грешный, не знаю, когда Светлое воскресенье, когда пост, когда Рождество Христово и другие праздники, ни середы, ни пятницы; книг у меня нет: когда меня пограбили, то и книги у меня взяли; я с горя пошёл в Индию, потому что на Русь мне было не с чем идти, не осталось товару ничего. Уже прошло четыре Светлых воскресенья в бусурманской земле, а христианства я не оставил: дальше Бог ведает, что будет. Господи, Боже мой! На тя уповах, спаси мя! Пути не знаю, как выйти из Индостана; везде война! А жить в Индостане — все истратишь, потому что у них все дорого: я один человек, а по два с половиною алтына в день издерживаю, вина и сыты<ref>Сыта — разбавленный водой мёд, а также хмельной напиток из мёда.</ref> не пью.}}
| |
| − | | |
| − | Наконец Никитин выбрал путь — через Персию и Трапезунд к Чёрному морю и далее в Кафу ([[Феодосия|Феодосию]]). До дома он, однако, так и не добрался, а умер в дороге под Смоленском осенью [[1472]]. В [[1475]] его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырёва, её текст был внесён в Летописный свод [[1489]], был продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также сохранился в сборнике [[XV век]]а. Записки были обнаружены Н. И. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкой летописи и опубликованы им в [[1817]].
| |
| − | | |
| − | В [[1955]] в [[Тверь|Калинине]] (ныне Тверь) был поставлен памятник Никитину (скульпторы С. М. Орлов, А. П. Завалов, архитектор Г. А. Захаров, бронза, гранит).
| |
| − | == Афанасий Никитин в Кафе ==
| |
| − | В Феодосии на территории Старого города напротив Иверской церкви в июле 2008 года установили памятник великому путешественнику Афанасию Никитину. Надпись на памятнике гласит: {{цитата|Афанасию Никитину, купцу-путешественнику, автору «Хожения за три моря», приидохшему в Кафу в лета 1474 ноября 5 дня.}} Кроме этого, одна из улиц современной Феодосии названа его именем. Важно отметить, что главная заслуга тверского купца в том, что он оставил после себя путевые записки, благодаря которым мы знаем о его походах. Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.
| |
| − | | |
| − | В своей книге А.Никитин писал: {{цитата|Море перешли, да занесло нас к Балаклаве, и оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы там пять дней. Божьей милостью пришел я в Кафу за девять дней до Филиппова поста. Милостью Божьей прошел я три моря.}} Из его записок следует, что он покинул Кафу весной 1475 года. В ожидании пути домой А.Никитин провел в Кафе более четырех месяцев: позднюю осень, зиму и начало весны 1475 года. Здесь, в Кафе, у него было время для осмотра окрестностей, занятий своими мыслями и записками, накопившимися за долгие годы путешествия.
| |
| − | == Литература ==
| |
| − | * Текст в «Полн. собр. русских летописей», т. VI. Ср. Срезневского, в «Уч. запад. ак. наук», кн. II.
| |
| − | * Семенов Л. С. Путешествие Афанасия Никитина. М.: Наука, 1980
| |
| − | * {{ЭСБЕ}}
| |
| − | | |
| − | == Ссылки ==
| |
| − | * {{cite web
| |
| − | | last = М. Д. Каган-Тарковской и Я. С. Лурье
| |
| − | | coauthors = перевод Л. С. Семенова, комментарии Я. С. Лурье и Л. С. Семенова
| |
| − | | url = Сетевой ресурс: lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5068
| |
| − | | title = Публикации ИРЛИ РАН. Публикации ОДРЛ. Библиотека литературы Древней Руси. Том 7. Хождение за три моря Афанасия Никитина
| |
| − | | publisher = Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН – lib.pushkinskijdom.ru
| |
| − | | accessdate = 21.07.2007
| |
| − | | description = Параллельный просмотр оригинала и перевода текста. Комментарии и пояснения
| |
| − | }}
| |
| − | | |
| − | == Примечания ==
| |
| − | {{примечания}}
| |
| − | | |
| − | {{DEFAULTSORT:Никитин, Афанасий}}
| |
| − | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| |
| − | [[Категория:Крымология2023:Биографические статьи]] | |
Шаблон:Черниговская энциклопедия
Па́мятник приро́ды — охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении.
На территории Черниговщины расположено 3 памятника природы:
- Болото "Гальский мох", гидр , 28 га, 1975, Щорский р-н, Новоборовицкое л-во, кв. 78, 79. Уникальное сфагновое болото с многочисленными редчайшими растениями.
- Оз. Святое, гидр., 70 га, 1981, Козелецкий р-н, с. Коропье. Озеро с богатой водной растительностью, ряд видов которой занесен в Красную книгу УССР.
- Ур. Гулино, компл., 100 га, 1975, Корюковский р-н, Перелюбское л-во, кв. 1-6. Ценные лесные насаждения естественного происхождения с редчайшими растениями, занесенными в Красную книгу УССР.
Разновидности
В качестве памятника природы может быть водопад, метеоритный кратер, уникальное геологическое обнажение, пещера или, например, редкое дерево. Иногда к памятникам природы относят территории значительных размеров — леса, горные хребты, участки побережий и долин. В таком случае они именуются урочищами или охраняемыми ландшафтами.
Памятники природы подразделяются по типам на ботанические, геологические, гидрологические, гидрогеологические, зоологические и комплексные.
Для бо́льшей части памятников природы устанавливается режим заказников, но для особо ценных природных объектов может быть установлен режим заповедников.