|
ru>А.Крымов |
| Строка 1: |
Строка 1: |
| − | '''Пираты, флибустьеры, корсары''' — по сути морской разбой, явление, характерное для каких угодно регионов планеты. | + | '''Иван Константинович Айвазовский''' – русский художник XIX века, выдающийся мастер морского пейзажа (маринист). Армянин по рождению и убеждениям, брат художника Гавриил - епископ армяно-григорианской церкви, вторая жена Анна – из богатого армянского купеческого рода. Родился в 1817 году в [[Феодосия|Феодосии]], умер в 1900 году [[Феодосия|там же]]. |
| | | | |
| − | В черноморском регионе с древнейших времен существовал не менее мощный очаг пиратства и каперства, чем, к примеру, в Средиземном море, Вест-Индии, на Балтике или в водах Малайского архипелага.
| + | Подарил родному городу коллекцию собственных картин и галерею, являвшуюся частью его особняка на Екатерининском проспекте (ныне проспект Айвазовского). Сейчас комплекс зданий, принадлежавших И.К.Айвазовскому и его сестре, образует '''«Феодосийскую картинную галерею имени И. К. Айвазовского»'''. |
| | | | |
| − | Из сочинений античных авторов известно о пиратских "подвигах" древних греков, проникших в бассейн Черного моря в VII в. до н.э., и конкурировавших с ними фракийцев, тавров, скифов, ахейцев, зигов (черкесов) и гениохов (абхазов). В III в. н.э. весь азово-черноморский регион находился во власти пиратствовавших готских племен - боранов, герулов, остготов, - флотилии которых нарушили традиционные торговые связи и совершенно подорвали экономическую базу Боспорского царства.
| + | Также И.К.Айвазовский подарил страдающей от недостатка воды Феодосии воду из своего имения Су-Баш (к северо-западу от Старого Крыма), пролоббировал строительство железной дороги Джанкой-Феодосия, способствовал открытию коммерческого морского порта, был попечителем Феодосийской мужской гимназии, меценатом и признанным '''отцом города''' – вмешивался даже в вопросы градостроительства, дав одному не вполне состоятельному горожанину средства для постройки дома не в один, а в два этажа, так как это с т.з. Ивана Константиновича было более эстетически оправдано. Разумеется, подобное патерналистское отношение к горожанам вызывало не только благодарность, но и раздражение у некоторых из них. |
| | | | |
| − | На Черном море активно разбойничали славяне, варяги, византийцы, генуэзцы, венецианцы, пизанцы, турки, казаки и даже бургундцы.
| + | И.К.Айвазовский – очень плодовитый художник, его творческое наследие насчитывает около 6 тысяч картин. Наиболее видные работы хранятся в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге. Большая часть картин находится в частных коллекциях, что позволяет картинам Айвазовского держать по финансовым результатам аукционных торгов одно из первых мест среди всех русских художников каждый год. |
| | | | |
| − | == Генуэзский период ==
| |
| − | В эту эпоху наряду с классическим пиратством широкое распространение получило корсарство, или каперство - разновидность торговой войны на море, осуществлявшейся частными лицами с разрешения официальных властей (такое разрешение обычно оформлялось в виде корсарского свидетельства, или каперской грамоты).
| |
| | | | |
| − | Греческий хронист Иоанн Лазаропул в "Синопсисе чудес св. Евгения" поведал историю о том, как в 1223 г. турецкий корсар из Синопа Этум-Раис (Хатум-Раис) захватил и ограбил шедшее из [[Херсонес Таврический|Херсонес]]а в Трапезунд судно, перевозившее в метрополию богатый груз - государственный налог с заморских провинций Великих Комнинов (по данным Мухаммада ал-Хамави, этот захват произошел в 1225 г.). Среди пленных греков оказался высокопоставленный чиновник Алексей Пактиар. Указанная пиратская акция привела к крупномасштабной греко-сельджукской войне. Корсары из Трапезунда выступили против синопского наместника сельджуков, высадились в Карусе и, атаковав оттуда Синоп, сумели вернуть захваченный корабль, пленников и все деньги. Из сообщения Лазаропула явствует, что Этум-Раис совершил также набег на Херсонес, опустошив окрестности города.
| + | == Статьи в проектах Крымологии == |
| | + | '''На архивных сайтах''' |
| | | | |
| − | О борьбе византийцев с генуэзскими корсарами, разбойничавшими на Черном море в том же XIII в., сообщает византийский историк Никифор Григора: <blockquote>"Некоторые из племени генуэзцев построили две триеры, чтобы заниматься морским разбоем, и, тайно прошедши византийский пролив [Босфор], вышли в Эвксинский Понт [Черное море], не отдав царю чести по принятому обычаю. Царь нашел нужным не оставить этот поступок без наказания. <br />
| + | _http://nodes.taurimedia.ru/index.php?title=Айвазовский,_Иван_Константинович -- полная версия статьи |
| − | Взяв значительное число триер и один большой корабль, он становится у замка Иера в ожидании появления пиратов, чтобы эти дерзкие и негодные люди не ускользнули невредимо... В скором времени сверху понесся сильный борей, и на море показался пиратский корабль со множеством вооруженных людей, словно город, скользящий по волнам... <br />
| |
| − | Когда же неприятельский корабль приблизился, то и царский распустил свои паруса и начал тревожить его то с боков, то с кормы, преследуя упорно... Таким образом, большую часть дня та и другая сторона крепко боролись, подвигаясь от устья пролива. Сначала перевес, казалось, был на стороне латинян (генуэзцев, - В.Г.), но потом ветер встретил себе препятствие в парусах царского корабля, который непрерывно и ровно плыл вперед... Вот уже один ромей (византиец, - В.Г.) прыгнул внутрь неприятельского корабля, за ним другой, за другим третий и т.д., пока не овладели кораблем окончательно, после чего вывели оттуда тех из неприятелей, которые были еще живы, - одних раненными, а других связанными. Это был второй урок заботливости царя о подданных и решительности. Он привел латинян в величайший страх и заставил на долгое время отложить дерзость, бросить неуместную спесь и вести себя скромнее"</blockquote>.
| |
| | | | |
| − | Во время генуэзско-венецианской войны 1294-1299 гг. корсары из Венеции попытались перерезать генуэзские торговые коммуникации на Черном и Азовском морях. В 1296 г. венецианская эскадра под командованием Дж. Соранцо напала на главную базу генуэзцев в Крыму - город Кафу (совр. Феодосия). Венецианцы сожгли стоявший в гавани генуэзский флот и разрушили многие здания в самом городе. Но их попытка удержать Кафу в своих руках не удалась из-за противодействия крымского хана. После ухода венецианцев город снова стал столицей генуэзских колониальных владений в бассейне Черного моря.
| + | На текущем сайте (включая побочное): |
| − | | + | * [[Айвазовская (минеральная вода)]] |
| − | В первой четверти XIV в. настоящую пиратскую войну против итальянских торговых судов вел эмир Синопа Гази Челеби. Дважды, в 1313 и 1314 гг., он нападал на Кафу и грабил генуэзские корабли. В 1323 или 1324 г. он предательски захватил несколько генуэзских галер и вырезал их экипажи - около 1500 человек.
| + | * [[Проспект Айвазовского (Феодосия)]] |
| − | | + | * [[Галерея Айвазовского (путеводитель)]] |
| − | К 1340 г. синопская корсарская эскадра насчитывала уже 12 галер и судов иных типов. В это время из Генуи в Кафу прибыли 7 больших торговых галер под командованием старого морского волка Симоне ди Кварто. По инициативе кафских купцов, страдавших от пиратских действий турок, эти галеры были вооружены, а их экипажи усилены местными ополченцами. Кроме того, для проведения антипиратской экспедиции негоцианты Кафы выделили еще 13 генуэзских и венецианских судов. Снявшись с якорей, флотилия Симоне ди Кварто вышла в открытое море. В хронике того времени записано: "Встретив самого Ялаба, начальника Синопского, и не слушая его льстивых обещаний, он истребил весь флот его, а десять судов привел в Кафу, где честно раздал принадлежащее венецианцам и своим, чем приобрел великие похвалы себе и Кафе". Морское соперничество между итальянцами и турками не ослабевало и в последующие годы. Так, в 1346 г. генуэзский флот совершил неожиданный набег на Синоп и опустошил прибрежные районы эмирата.
| + | * [[Айвазовская (станция)]] |
| − | | |
| − | 6 августа 1350 г. войну Генуе объявил венецианский Сенат. Она началась с отправки флота из 35 галер под командованием Марко Рудзини в Эгейское, Мраморное и Черное моря. Блокировав подходы к Босфору, венецианские корабли захватывали генуэзские триеры, шедшие из [[Азовское море|Азовского моря]], Кафы и Херсонеса. В начале 1352 г. венецианские корсары атаковали и сожгли генуэзские суда, стоявшие на рейде Трапезунда.
| |
| − | | |
| − | 13 февраля того же года в водах Босфора разыгралось кровопролитное морское сражение между генуэзской и византийско-венецианской эскадрами. Победа досталась генуэзцам. <blockquote>"Эти генуэзцы... хотели господствовать над всем морем, - писал Никифор Григора. - И прежде всего они захватили Эвксинский Понт по причине идущей оттуда наживы, но не только византийцам повелели они... отказаться от плавания к Меотиде [Азовскому морю] и Танаису [Дону], а также к Херсону и к прибрежным областям скифов по ту сторону Истра [Днестра]... но и сдерживали там торговлю венецианцев, заботясь о том, чтобы, закрыв пролив Понта [Босфор] многочисленными триерами, установить в святилище Сараписа тираническую и насильственную пошлину, если бы кто-нибудь захотел войти в Эвксинский Понт или выйти из него".</blockquote>
| |
| − | | |
| − | В 1361 г. восстановленный корсарский флот Синопа совершил новое нападение на Кафу, причинив генуэзским купцам значительный материальный ущерб. Чтобы отомстить туркам, генуэзцы снарядили в Кафе и Пере боевые галеры и, настигнув синопскую эскадру, нанесли ей сокрушительное поражение.
| |
| − |
| |
| − | В 1374 г. любопытную пиратскую экспедицию предпринял генуэзец Лючино Тариго, проживавший в Кафе. Собрав отряд авантюристов, он с одной вооруженной фустой прошел Керченским проливом в Азовское море, затем поднялся по Дону до волока, соединявшего Дон с Волгой, и стал спускаться по ней к Каспийскому морю, грабя все встречные торговые суда. Обратно отряд Тариго пробирался преимущественно степью, а не водным путем. Часть богатой добычи у итальянцев кто-то отбил, но кое-что Тариго все же умудрился привезти в Кафу. Описание этой удивительной экспедиции содержится в "Дневнике Антония", хранящейся в Публичной библиотеке Генуи.
| |
| − |
| |
| − | Из генуэзских документов середины XV в. известно, что в 1437 г. в трапезундском порту Ло Вати был ограблен большой торговой корабль с рабами и ценным грузом, принадлежавшим Филиппе ди Мелоде. Патроном корабля был купец из Кафы Мервальдо Спинола. В одной из петиций читаем: "Джероламо ди Негро, посланный трапезундским императором с вооруженными галеей и наветой, неожиданно и по-пиратски напал на наву и захватил ее и самого Мервальдо Спинола со всеми товарами. Товары были разгружены, а Мервальдо Спинола брошен в карцер, корабль же его находился во власти императора или его доверенных лиц. Затем, натолкнувшись на скалу, он разбился и затонул. Узнав об этом насилии, Филиппе ди Мелоде обратился к консулу Каффы и добился от него, чтобы императору были написаны письма с требованием восстановления правосудия. Филиппе отправился в Трапезунд и представил императору эти письма, однако тот их не прочитал...".
| |
| − |
| |
| − | Чтобы возместить убытки от потери корабля и груза, его владельцы подали дожу и Совету старейшин Генуи петицию, в которой просили предоставить им корсарский патент для действий "против императора и его подданных на море и суше".
| |
| − |
| |
| − | Весьма неординарное событие произошло в 1444 г. Через проливы Дарданеллы и Босфор в Черное море проникли корсарские корабли герцога Бургундского. Кораблями командовали Валеран Ваврэн и Джакомо Билья, общее руководство экспедицией осуществлял рыцарь Жоффруа де Туаси. В 1445 г. бургундцы совершили пиратский налет на Вати (совр. Батуми), но были разбиты; Жоффруа де Туаси стал пленником князя Гурии и был отпущен на свободу лишь по настоянию трапезундского императора Иоанна IV. Значительный урон бургундской флотилии нанесли и генуэзцы Кафы. В 1450 г. Ваврэн и Билья требовали от дожа и Совета старейшин Генуи "компенсировать ущерб, нанесенный им в Кафе во время экспедиции их флота в Черное море".
| |
| − |
| |
| − | Когда в 1453 г. турки во главе с султаном Мехмедом II штурмом овладели столицей Византийской империи - Константинополем, господство генуэзцев в Черном море стало сомнительным. 11 июля 1454 г. турецкий флот в составе 56 кораблей прибыл на рейд Кафы. Десант, высаженный с галер на берег, дважды пытался овладеть городом, но, потеряв около двадцати человек, турки вынуждены были ретироваться. В январе 1455 г. из Генуи в Кафу было отправлено два корабля с солдатами и орудием, однако в проливе Босфор они были перехвачены турками. В апреле Генуя отправила в Черное море еще два корабля с военным снаряжением и солдатами. Турецкая артиллерия, установленная на берегах Босфора, обстреляла эти корабли; один из них был потоплен, другому удалось прорваться в Кафу. В том же году генуэзцы Кафы ограбили синопское судно с грузом меди, а в 1456 г. - турецкий корабль, везший шелк из Трапезунда. Разгоревшаяся война между Кафой и Синопом сопровождалась ожесточенными морскими сражениями 1457-1459 гг. и закончилась в сентябре 1459 г., когда в Синоп был направлен Лауро Спинола для заключения мирного договора.
| |
| − |
| |
| − | == Османский период ==
| |
| − |
| |
| − | Господство генуэзцев в Черном море было окончательно сломлено в 1475 г.; огромный [[Военно-морской флот Османского султаната|турецкий флот]] захватил сначала Кафу, а затем и другие генуэзские опорные пункты в Крыму. Черное море превратилось во "внутреннее озеро" Османской империи. Впрочем, как оказалось, на весьма скромный промежуток времени.
| |
| − | | |
| − | С конца XV в. морскому могуществу турок в черноморском регионе бросили вызов [[Казацкие морские походы|украинские и российские флибустьеры]] - казачьи ватаги с Запорожья и Дона.
| |
| − | | |
| − | == Русский период ==
| |
| − | | |
| − | == Использованная литература ==
| |
| − | | |
| − |
| |
| − |
| |
| − | 1. Причерноморье в средние века / Под ред. С.П.Карпова: Вып. 1. - М., 1991.
| |
| − |
| |
| − | 2. Богданова Н. М. Херсон в X-XV вв. Проблемы истории византийского города / В кн.: Причерноморье в средние века. Вып. 1. - М., 1991. - С. 8-172.
| |
| − |
| |
| − | 3. Причерноморье в средние века / Под ред. С.П.Карпова: Вып. 3. - М.; СПб., 1998.
| |
| − |
| |
| − | 4. Карпов С. П. Регесты документов фонда Diversorum Filze секретного архива Генуи, относящиеся к истории Причерноморья / В кн.: Причерноморье в средние века. Вып. 3. - М.; СПб., 1998. - С. 9-83.
| |
| − |
| |
| − | 5. Шукуров Р. М., Коробейников Д. А. Великие Комнины, Синоп и Рум в 1223-1230 гг. (загадка текста Иоанна Лазаропула) / Там же. - С. 178-200.
| |
| − |
| |
| − | 6. Византийские историки. Римская история Никифора Григоры, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. - СПб., 1862. - Кн. 5.
| |
| − |
| |
| − | 7. Никифор Григора. Римская история / на сайте Сетевой ресурс: www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/grig/intro_2.php
| |
| − |
| |
| − | 8. Мурзакевич Н. Н. История генуэзских поселений в Крыму. - Одесса, 1837.
| |
| − |
| |
| − | 9. Грушевський М. Історія України-Руси. Том IV: XIV-XVI віки. - Київ - Львів, 1907.
| |
| − |
| |
| − | 10. Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. - Киев, 1974.
| |
| − |
| |
| − | 11. Старокадомская М. К. Солхат и Кафа в XIII-XIV вв. / В кн.: Феодальная Таврика... - Киев, 1974. - С. 162-173.
| |
| − |
| |
| − | 12. Данилова Э.В. Кафа в начале второй половины XV в. (по документам "Codice") / Там же. - С. 189-214.
| |
| − |
| |
| − | 13. Фионова Н. А. Столкновения Венеции с турецкой опасностью в первой половине XIV века / В кн.: Страны средиземноморья в эпоху феодализма. Сб. статей. Вып. 2. - Горький, 1975. - С. 89-107.
| |
| − |
| |
| − | 14. Шнюков Е. Ф. Пираты Черного моря. - Киев, 1995.
| |
| − |
| |
| − | 15. Марков С. Избранные произведения в двух томах. Том 1: Земной круг. Книга о землепроходцах и мореходах. - М., 1990.
| |
| − |
| |
| − | 16. Оке Ж.-К. Средневековая Венеция. - М., 2006.
| |
| − |
| |
| − | 17. Бек К. История Венеции. - М., 2002.
| |
| − | == Ссылки ==
| |
| − | *[Сетевой ресурс: zhurnal.lib.ru/g/gubarew_w_k/korsarychernogomorja.shtml В. К. Губарев, канд. ист. наук] | |
| − | [[Категория:Чёрное море]] | |
Иван Константинович Айвазовский – русский художник XIX века, выдающийся мастер морского пейзажа (маринист). Армянин по рождению и убеждениям, брат художника Гавриил - епископ армяно-григорианской церкви, вторая жена Анна – из богатого армянского купеческого рода. Родился в 1817 году в Феодосии, умер в 1900 году там же.
Подарил родному городу коллекцию собственных картин и галерею, являвшуюся частью его особняка на Екатерининском проспекте (ныне проспект Айвазовского). Сейчас комплекс зданий, принадлежавших И.К.Айвазовскому и его сестре, образует «Феодосийскую картинную галерею имени И. К. Айвазовского».
Также И.К.Айвазовский подарил страдающей от недостатка воды Феодосии воду из своего имения Су-Баш (к северо-западу от Старого Крыма), пролоббировал строительство железной дороги Джанкой-Феодосия, способствовал открытию коммерческого морского порта, был попечителем Феодосийской мужской гимназии, меценатом и признанным отцом города – вмешивался даже в вопросы градостроительства, дав одному не вполне состоятельному горожанину средства для постройки дома не в один, а в два этажа, так как это с т.з. Ивана Константиновича было более эстетически оправдано. Разумеется, подобное патерналистское отношение к горожанам вызывало не только благодарность, но и раздражение у некоторых из них.
И.К.Айвазовский – очень плодовитый художник, его творческое наследие насчитывает около 6 тысяч картин. Наиболее видные работы хранятся в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге. Большая часть картин находится в частных коллекциях, что позволяет картинам Айвазовского держать по финансовым результатам аукционных торгов одно из первых мест среди всех русских художников каждый год.
Статьи в проектах Крымологии
На архивных сайтах
_http://nodes.taurimedia.ru/index.php?title=Айвазовский,_Иван_Константинович -- полная версия статьи
На текущем сайте (включая побочное):