Разница между страницами «Красная площадь (Старый Крым)» и «Шоссе Белогорск-Приветное»

Материал из КрымологияА
(Различия между страницами)
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
ru>А.Крымов
 
Строка 1: Строка 1:
{{Основная статья|Улицы Старого Крыма}}{{Улица
+
Поворот, ещё один - дорога петляет так, что становится страшно. А она ещё и врезана в крутые склоны скал. Как тут ездить: справа - обрыв, слева - скала? Останавливаемся передохнуть - как раз у очередного изгиба дорожной ленты. Рядом заржавевший километровый столб «90/11». Сохранился ещё! Одиннадцать - понятно, это километров до Приветного. А вот 90…… От поворота из Белогорска ведь чуть более двадцати. Потом вспомнился казус: дорога-то именуется «шоссе Джанкой - Приветное».
|Тип (улица, бульвар, аллея, площадь, сквер и т.д.)=площадь
 
|название=Красная площадь
 
|оригинальное название=
 
|Фото=Красная площадь Старый Крым.jpg
 
|Ширина=
 
|подпись к фотографии=
 
|прежние названия=
 
|общая информация (страна, город, индекс и т.д.)=Старый Крым
 
|район=
 
|микрорайон=
 
|исторический район=
 
|протяжённость=
 
|площадь=
 
|перепад высот=
 
|городской транспорт=
 
|пересекает следующие улицы=Ленина, Партизанская
 
|впервые упоминается=
 
|основные исторические события=
 
|достопримечательности=[[Кяриз|Галерейка]], Екатерининский фонтан, памятник пионерам
 
|экскурсии=
 
|название допкритерия1=
 
|допкритерий1=
 
|название допкритерия2=
 
|допкритерий2=
 
|название допкритерия3=
 
|допкритерий3=
 
|название допкритерия4=
 
|допкритерий4=
 
|номера телефонов=
 
|номера телефонов=
 
|В литературе=
 
|e-mail организатора экскурсий:=
 
|сайты:=
 
|Карта=Старый Крым
 
|Координаты=
 
либо
 
|lat_deg =45.031776
 
|lon_deg =35.098912
 
|Имя  шаблона=
 
}}'''Красная площадь''' — исторический центр города. В настоящее время центр города сместился на 500 метров по улице Ленина (между улицами Свободы и Калинина)
 
  
== Описание Красной площади в Старом Крыму ==
+
В краеведческой литературе упоминания о приветненском шоссе немногочисленны, но красноречивы. Как пишет в своей книге тридцатых годов прошлого века краевед Полканов: «Дорога чрезвычайно живописна, всё время вьётся вдоль ущелья, покрытого лесами и дикими суровыми скалами. Характер её не крымский и очень напоминает своими пейзажами кавказские горные дороги». Действительно, похоже. Дорога через несколько горных сёл идёт вверх по долине Танасу, пересекает лесную зону и через перевал Кокасан-Богаз спускается в село Приветное, расположенное невдалеке от моря.
[[Файл:Красная площадь (Старый Крым) Партизанская.jpg|thumb|left|200px|]]На Красную площадь выходит несколько улиц города: [[Улица Ленина (Старый Крым, центральная)|Ленина]], Партизанская, Крестьянская, Садовая, Халтурина, Крупской, Шевченко, Победы.
 
  
== Достопримечательности и памятники Красной площади в Старом Крыму ==
+
Крутобокие горы, и без того стеснившие долину речки Танасу, сближаются друг с другом, образуя глубокое зелёное ущелье. Летом тут из-за пыли, осевшей на деревья и обочины, кажется, что движешься в сером тоннеле. Осенью и после дождей пыль смывается - и лес нависает над шоссе, весь видимый и слышимый, веет прохладой и бодрым запахом дубрав. Зимой тут - снежное царство, и частенько перевал закрывают для проезда автомашин.
[[Файл:Памятник старокрымским пионерам.jpg|thumb|left|200px|]]
 
*[[Кяриз|Галерейный фонтан]]
 
*[[Екатерининский фонтан]]
 
*[[Сквер братьев Стояновых (Старый Крым)|Сквер братьев Стояновых]]
 
*Брусчатка земской дороги, которая начиналась на Красной площади
 
*Детский городской парк
 
*Памятник старокрымским пионерам
 
  
== Объекты улицы Ленина и Красной площади в Старом Крыму ==
+
Но всё же по шоссе проезжают и проходят многие. Летом - это ближайший путь из Белогорска, да и вообще центрального Крыма к морю. Автомобили проносятся один за другим, притормаживая на спусках за Кокасаном.Осенью движение большей частью за лесными дарами.
*магазин «Гранд»
+
 
*магазин «Яблоко»
+
В сосновых рощах, посаженных в советское время, после дождей появляется множество маслят и других грибов. В августе-сентябре повсюду ржавеют кусты кизила и шиповника, усыпанные плодами, темнеют тёрн и чёрный боярышник. И, конечно, дорога во все времена года используется местными жителями: то от моря, то к морю прогромыхает грузовик со стройматериалами.
*пожарная часть
+
 
 +
Дорога эта известна с древности, когда она была просто вьючной тропой, соединявшей побережье с караванными путями равнинного Крыма. На многих старинных картах отмечена её ниточка. Настоящую дорогу через Кокасан-Богаз построили в 1832 году. Затем в начале двадцатого века несколько изменили её трассу, положили щебёночное покрытие. В советское время реконструкция шоссе шла полным ходом: его расширили, спрямляли повороты, взрывали нависшие скалы, укладывали асфальт. Но закончились благословенные времена - асфальтированными остались лишь несколько километров от Красносёловки.
 +
 
 +
Вскоре дорогу пересечёт приток Танасу. Ещё несколько минут ходьбы - и по обе стороны шоссе распахнётся большая красивая поляна Нижний Кокасан. В глубине её была туристская стоянка, а у самой дороги установлен памятник героям-партизанам. От турстоянки остались лишь столы, а у памятника уже стащили оградку. Затерянные места, а всё же на дороге, так что своровать и вывезти отсюда легко.
 +
 
 +
В полутора километрах от Нижнего Кокасана, в балочке выше дороги есть родник, где можно набрать воды. Осень прошлого года выдалась засушливая, лето тоже жарило вовсю - вот родничок и течёт едва, медленно наполняя флягу. Вода нужна, ведь ещё много километров впереди.
 +
 
 +
Ещё с полкилометра вверх - сам перевал. Кокасан-Богаз. «Джипиэска» выдаёт пятьсот семьдесят метров высоты. Здесь проходит линия водораздела Главной гряды: к югу, в направлении, противоположном Танасу, течёт речка Ускут. Справа горбится суровая гора Хургуч, покрытая лесом и косыми скалами. Левый склон ущелья, по которому петляет дорога, вздыбился скальными пластами, зубчатыми гребнями и утёсами. Это начинается Кыз-Кая (с тюркского «дева-скала»), очень похожая на человеческую голову: чётко обрисованы нос, лоб, впадины глаз. Правда, все уверены, что скала больше похожа на старуху, чем на юную девушку. Хотя легенда утверждает обратное.
 +
 
 +
Красавицу-гречанку разлучили с возлюбленным и увезли в Крым. Девушка решила бежать на родину, но заезжие коммерсанты её обманули, выманив деньги и не взяв с собой на судно. И, глядя на удаляющийся корабль, который должен был увезти её к любимому, красавица с горя окаменела. Со склонов горы хорошо видно, как вдали, в просвете ущелья, голубой стеной встаёт море. Спи, девчушка-старушка Кыз-Кая, оно для тебя недоступно.
 +
 
 +
Пройдя под Кыз-Каей, дорога описывает петлю. Выше и ниже её - высокие крутые склоны. Это так называемая Подковка.
 +
 
 +
Спускаемся ниже, и всё новые красоты открывает дорога. Две скалы по обочинам - это Ворота, далее - головокружительные повороты и изгибы шоссе. Скала - с одного боку, обрыв - с другого. Крепиды из сцементированных камней не выдержали напора воды, стекающей весной с отрогов Кыз-Каи, и частично обрушились. Над головой - гребень Орлиной скалы, дальше за глубокой балкой выдвинулась к шоссе гора Лопата. Поворачиваясь к вам разными гранями, скалы причудливо меняют свой облик. Обрывы их из-за игры света то жёлтые, то розовые, то сиреневые. А в пасмурную погоду вершины этих гор теряются в облаках.
 +
 
 +
Под Лопатой на повороте дороги к западу - террасированная сосновая роща, место произрастания редких в Крымских горах грибов - рыжиков. За поворотом начинаются безлесные склоны, открывается вид на Ускутскую долину. Летом на фоне светлой зелени виноградников выделяются тёмные «минареты» тополей. Впереди - море, до которого восемь километров, и всё время вниз.
 +
 
 +
Радостна встреча с морем даже зимой, но думается о протопанной дороге. Состояние её далеко не отличное, а поток машин, особенно летом, довольно большой. Может, пора заняться дальнейшим благоустройством шоссе? Жители Красносёловки упорно говорят о китайцах, вроде бы желающих достроить дорогу через Кокасан. Встреченные водители твердили о немцах, причём те вроде собрались даже подвесные мосты на Приветненском шоссе построить. Думается, это мифология - просто дорога, хорошая и удобная, очень нужна местным жителям. Ведь шоссе тут одно, от Южного берега до самого степного Джанкоя.
 +
 
 +
== Источник ==
 +
Сергей ТКАЧЕНКО, “Крымская правда“: «ЗАБЫТОЕ ШОССЕ Белогорск - Приветное»<ref>[Сетевой ресурс: kraevedenie.net/2010/03/18/belogorsk-uskut/]</ref>
 +
{{Дороги Крыма}} <br />
 +
{{Таблица расстояний Крыма}}
 +
[[Категория:Дороги Крыма]]
  
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==
 
{{примечания}}
 
{{примечания}}
''примечание: при чтении раздела используйте [[Медиа:Карта Старого Крыма P1050524.jpg|карту Старого Крыма]].''
+
[[Категория:Дороги Крыма]]
 
 
[[Категория:Улицы Старого Крыма]]
 
 
[[Крымология-23]]
 
[[Крымология-23]]
 
[[Категория:Улицы, автодороги и подобное в Крыму]]
 
[[Категория:Улицы, автодороги и подобное в Крыму]]

Версия 00:52, 15 июля 2023

Поворот, ещё один - дорога петляет так, что становится страшно. А она ещё и врезана в крутые склоны скал. Как тут ездить: справа - обрыв, слева - скала? Останавливаемся передохнуть - как раз у очередного изгиба дорожной ленты. Рядом заржавевший километровый столб «90/11». Сохранился ещё! Одиннадцать - понятно, это километров до Приветного. А вот 90…… От поворота из Белогорска ведь чуть более двадцати. Потом вспомнился казус: дорога-то именуется «шоссе Джанкой - Приветное».

В краеведческой литературе упоминания о приветненском шоссе немногочисленны, но красноречивы. Как пишет в своей книге тридцатых годов прошлого века краевед Полканов: «Дорога чрезвычайно живописна, всё время вьётся вдоль ущелья, покрытого лесами и дикими суровыми скалами. Характер её не крымский и очень напоминает своими пейзажами кавказские горные дороги». Действительно, похоже. Дорога через несколько горных сёл идёт вверх по долине Танасу, пересекает лесную зону и через перевал Кокасан-Богаз спускается в село Приветное, расположенное невдалеке от моря.

Крутобокие горы, и без того стеснившие долину речки Танасу, сближаются друг с другом, образуя глубокое зелёное ущелье. Летом тут из-за пыли, осевшей на деревья и обочины, кажется, что движешься в сером тоннеле. Осенью и после дождей пыль смывается - и лес нависает над шоссе, весь видимый и слышимый, веет прохладой и бодрым запахом дубрав. Зимой тут - снежное царство, и частенько перевал закрывают для проезда автомашин.

Но всё же по шоссе проезжают и проходят многие. Летом - это ближайший путь из Белогорска, да и вообще центрального Крыма к морю. Автомобили проносятся один за другим, притормаживая на спусках за Кокасаном.Осенью движение большей частью за лесными дарами.

В сосновых рощах, посаженных в советское время, после дождей появляется множество маслят и других грибов. В августе-сентябре повсюду ржавеют кусты кизила и шиповника, усыпанные плодами, темнеют тёрн и чёрный боярышник. И, конечно, дорога во все времена года используется местными жителями: то от моря, то к морю прогромыхает грузовик со стройматериалами.

Дорога эта известна с древности, когда она была просто вьючной тропой, соединявшей побережье с караванными путями равнинного Крыма. На многих старинных картах отмечена её ниточка. Настоящую дорогу через Кокасан-Богаз построили в 1832 году. Затем в начале двадцатого века несколько изменили её трассу, положили щебёночное покрытие. В советское время реконструкция шоссе шла полным ходом: его расширили, спрямляли повороты, взрывали нависшие скалы, укладывали асфальт. Но закончились благословенные времена - асфальтированными остались лишь несколько километров от Красносёловки.

Вскоре дорогу пересечёт приток Танасу. Ещё несколько минут ходьбы - и по обе стороны шоссе распахнётся большая красивая поляна Нижний Кокасан. В глубине её была туристская стоянка, а у самой дороги установлен памятник героям-партизанам. От турстоянки остались лишь столы, а у памятника уже стащили оградку. Затерянные места, а всё же на дороге, так что своровать и вывезти отсюда легко.

В полутора километрах от Нижнего Кокасана, в балочке выше дороги есть родник, где можно набрать воды. Осень прошлого года выдалась засушливая, лето тоже жарило вовсю - вот родничок и течёт едва, медленно наполняя флягу. Вода нужна, ведь ещё много километров впереди.

Ещё с полкилометра вверх - сам перевал. Кокасан-Богаз. «Джипиэска» выдаёт пятьсот семьдесят метров высоты. Здесь проходит линия водораздела Главной гряды: к югу, в направлении, противоположном Танасу, течёт речка Ускут. Справа горбится суровая гора Хургуч, покрытая лесом и косыми скалами. Левый склон ущелья, по которому петляет дорога, вздыбился скальными пластами, зубчатыми гребнями и утёсами. Это начинается Кыз-Кая (с тюркского «дева-скала»), очень похожая на человеческую голову: чётко обрисованы нос, лоб, впадины глаз. Правда, все уверены, что скала больше похожа на старуху, чем на юную девушку. Хотя легенда утверждает обратное.

Красавицу-гречанку разлучили с возлюбленным и увезли в Крым. Девушка решила бежать на родину, но заезжие коммерсанты её обманули, выманив деньги и не взяв с собой на судно. И, глядя на удаляющийся корабль, который должен был увезти её к любимому, красавица с горя окаменела. Со склонов горы хорошо видно, как вдали, в просвете ущелья, голубой стеной встаёт море. Спи, девчушка-старушка Кыз-Кая, оно для тебя недоступно.

Пройдя под Кыз-Каей, дорога описывает петлю. Выше и ниже её - высокие крутые склоны. Это так называемая Подковка.

Спускаемся ниже, и всё новые красоты открывает дорога. Две скалы по обочинам - это Ворота, далее - головокружительные повороты и изгибы шоссе. Скала - с одного боку, обрыв - с другого. Крепиды из сцементированных камней не выдержали напора воды, стекающей весной с отрогов Кыз-Каи, и частично обрушились. Над головой - гребень Орлиной скалы, дальше за глубокой балкой выдвинулась к шоссе гора Лопата. Поворачиваясь к вам разными гранями, скалы причудливо меняют свой облик. Обрывы их из-за игры света то жёлтые, то розовые, то сиреневые. А в пасмурную погоду вершины этих гор теряются в облаках.

Под Лопатой на повороте дороги к западу - террасированная сосновая роща, место произрастания редких в Крымских горах грибов - рыжиков. За поворотом начинаются безлесные склоны, открывается вид на Ускутскую долину. Летом на фоне светлой зелени виноградников выделяются тёмные «минареты» тополей. Впереди - море, до которого восемь километров, и всё время вниз.

Радостна встреча с морем даже зимой, но думается о протопанной дороге. Состояние её далеко не отличное, а поток машин, особенно летом, довольно большой. Может, пора заняться дальнейшим благоустройством шоссе? Жители Красносёловки упорно говорят о китайцах, вроде бы желающих достроить дорогу через Кокасан. Встреченные водители твердили о немцах, причём те вроде собрались даже подвесные мосты на Приветненском шоссе построить. Думается, это мифология - просто дорога, хорошая и удобная, очень нужна местным жителям. Ведь шоссе тут одно, от Южного берега до самого степного Джанкоя.

Источник

Сергей ТКАЧЕНКО, “Крымская правда“: «ЗАБЫТОЕ ШОССЕ Белогорск - Приветное»[1] Шаблон:Дороги Крыма
Шаблон:Таблица расстояний Крыма

Примечания

Шаблон:Примечания

Крымология-23

  1. [Сетевой ресурс: kraevedenie.net/2010/03/18/belogorsk-uskut/]