Транспорт Крыма

Материал из Крымологии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Транспорт Крыма — крупная отрасль экономики Крыма. В Крыму действуют все основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный и воздушный.

История

XIX век

Во время Крымской войны была построена Балаклавская железная дорога, но после войны была разобрана. Первый поезд пришел в Симферополь в 1874 году. В 1892 году было закончено строительство железной дороги от Джанкоя до Феодосии, а в 1900 году — до Керчи.

XX век

В 1920 году был введён в эксплуатацию участок железной дороги Джанкой — Армянск.

В 1936 году был построен симферопольский аэропорт.[1]

В 1944 году было открыто движение по железнодорожному мосту на Кубань, но вскоре этот мост был разрушен.

В 1950 году было завершено строительство автомобильной дороги Москва — Симферополь. В 1951 году после 5-летней реконструкции был открыт Симферопольский железнодорожный вокзал, ставший одним из главных архитектурных символов столицы Крыма.

В 1975 году электрификацией участка Мелитополь — Севастополь был завершён перевод на электротягу всей железнодорожной магистрали Москва-Курская — Севастополь.

XXI век

После присоединения Крыма к России в марте 2014 года в транспортном комплексе полуострова начались коренные изменения. Почти все транспортные связи с Украиной были разорваны в 2014—2015 годах по инициативе украинской стороны, сохранилось только легковое автомобильное движение. В Крыму произошла переориентация грузовых и пассажирских потоков, при этом резко возросла роль Керченской паромной переправы и симферопольского аэропорта.

С целью модернизации транспортной инфраструктуры Крыма и её интеграции с остальной частью России началась реализация ряда крупных инвестиционных проектов. В 2015 году стартовало строительство автомобильно-железнодорожного моста через Керченский пролив. В декабре 2016 года был введён в эксплуатацию магистральный газопровод, соединивший Крым с Единой системой газоснабжения России. В мае 2017 года началось строительство федеральной автомобильной дороги «Таврида» от Керчи до Севастополя. В апреле 2018 года был введён в эксплуатацию новый терминал аэропорта «Симферополь». 16 мая 2018 года открылось автомобильное движение по Крымскому мосту, Крым получил прямую сухопутную связь с остальной частью России.

Виды транспорта

Воздушный

Основная статья: Список аэропортов Крыма

Основным аэропортом Крыма является международный аэропорт Симферополь. До 2014 года аэропорт считался международным с долей иностранных рейсов в 72 %, но при этом 80 % этих рейсов соединяли Крым с российскими аэропортами. В результате, после присоединения Крыма к России, большинство международных рейсов стали фактически внутрироссийскими, а пассажиропоток лишь увеличился[2]. По итогам 2014 года аэропорт показал рекордные показатели роста, увеличив пассажиропоток в 2,3 раза по сравнению с 2013 годом — до 2,8 миллионов пассажиров[2][3], аэропорт принял 11,6 тыс. рейсов. С 2015 года аэропорт перевозил по 5 млн человек в год.

Официальные международные рейсы не осуществляются, что связано с международными санкциями, последовавшими после присоединения Крыма к России[4].

Кроме аэропорта Симферополь есть ещё два действующих аэропорта: Бельбек, который планируется использовать для чартерных рейсов, и Заводское, способный принимать вертолёты и самолёты 4 класса (Л-410, Ан-2).

Севастопольский аэропорт Бельбек имеет полосу протяженностью более 3 км, но она не рассчитана на частое использование тяжёлыми среднемагистральными самолетами.

Морской

Маршруты

Транспортные маршруты
Вид
перевозки
Направление
Легковые автомобили Кавказ — Крым
Грузовые автомобили Кавказ — Керчь
Новороссийск — Керчь
Темрюк — Керчь
Новороссийск — Севастополь
Контейнеры Новороссийск — Севастополь
Вагоны Кавказ — Крым
Кавказ — Керчь
Танкеры и сухогрузы Волго-Дон — Крым

Морской транспорт обеспечивает автомобильно-пассажирские перевозки (RoPax) с материковой частью России и с Турцией. Из паромных линий наибольший объём перевозок выполняет Керченская переправа: в январе 2015 года она обеспечила перевозку 140 тысяч пассажиров, 2 тыс. автобусов, 10 тыс. грузовых и 31 тыс. легковых машин.[5] До открытия автодорожной части Крымского моста для общественного транспорта через паромную переправу осуществлялись перевозки по единому билету.

Контейнерные

Перспективным направлением является переход от автомобильных Ро-ро перевозок к транспортировке контейнеров.

В апреле 2014 года «Трансконтейнер» выступил с предложением о доставке контейнеров по железной дороге до Краснодара с последующей перевалкой на автотранспорт и доставкой в Крым через Керченскую переправу [1].

Летом 2014 года по железной дороге через Керченскую переправу была отправлена первая партия контейнеров. До этого перевозки контейнеров в Крыму по железной дороге не выполнялись.[6][7]

Контейнеровоз «Сильный» проекта 19620 совершает семь круговых рейсов в месяц. Для перевозки принимаются 20 и 40 футовые контейнеры с максимальной загрузкой до 26 и 28 тонн соответственно, а также опасные грузы в упаковке. Построен в Рыбинске в 1986 году.[8] Вместимость — до 62 контейнеров.[9] В октябре 2015 года был выполнен 70-й круговой рейс.[10]

7 сентября 2014 год из Новороссийска в Севастополь был отправлен первый контейнеровоз.[11] Регулярными перевозки стали в декабре 2014 года. На линии используются терминалы «НУТЭП» в Новороссийске и «Авлита» в Севастополе.[11] Для доставки контейнеров в Крыму задействованы тягачи с полуприцепами и железнодорожные платформы.[11] При открытии линии контейнеровоз совершал круговой рейс за неделю, спустя шесть месяцев — интервал был сокращен до 4 дней.

За первый год объём перевозок составил 4000 груженых контейнеров.[2] Также операратором была введена в работу регулярная линия Коми — Новороссийск.[3]

Река — море

В 2015 году некоторые из российских производителей рассматривают возможность доставки своей продукции по маршруту Волга — Крым.[12]

12 июня 2015 года грузовой теплоход «Байкальск» класса «река-море» отправился в первый рейс из Волгограда в Севастополь.[13] На борт теплохода были погружены 2 тыс. тонн сухих строительных смесей ВОЛМА. Отправку через речной порт компания произвела впервые, ранее компания использовала только два способа доставки — автомобильный и железнодорожный транспорт. Одним из ключевых моментов стало определение дистрибьютора, способного единовременно принять весь объём груза.[14]

Специализация портов

В Крыму пять крупных морских портов — Керченский, Севастопольский, Феодосийский, Евпаторийский и Ялтинский. В 2013 году их суммарный грузооборот составил 11,3 млн тонн.[15] В 2013 году на Керчь и Севастополь: приходилось почти 70 % грузооборота портов полуострова.[15] В 2013 году на транзит, который составляли в основном российские грузы, приходилось 43 % грузооборота крымских портов.[15] В Керчи доля транзитных грузов составляла 87 %, в Феодосии — 78 %.[15] В Севастополе 90 % грузооборота составлял украинский экспорт.[15] в Ялтинском порту весь грузооборот формировали каботажные перевозки.[15] Евпатория специализировалась на перевалке автотранспорта. В 2013 году через Евпаторию прошла практически половина украинского грузопотока автотранспорта, в месяц порт обрабатывал 22-23 судна типа ро-ро.[15]

Важную роль в обеспечении жизнедеятельности Крыма играют специализированные порты:

Также есть два рыбных порта: Керченский и Севастопольский. Через Керченский рыбный порт проходит один железнодорожный и два автомобильных паромных маршрута.

Больше всего портов территориально относятся к городу Керчь: Керченский торговый, Керченский рыбный, Крым и Камыш-Бурун. Камыш-Бурун был построен и функционировал как подразделение Камыш-Бурунского железорудного комбината. В настоящее время специализируется на генеральных грузах.

После присоединения Крыма к России практически оказались перекрыты грузопотоки с Украины в сторону крымских портов, без которых порты в краткосрочной перспективе оказались недозагружены и можно было рассчитывать в основном на вывоз из этих портов продукции, произведённой в Крыму, и на поставки грузов, ориентированных на потребление Крыма. В связи с этим министерством РФ по делам Крыма изучалась концепция круизно-туристической переориентации крымских портов[16]. Международный круизный туризм с заходом пассажирских лайнеров в порты Крыма, по всей видимости, не может быть возобновлён до тех пор, пока не будет урегулирован правовой статус Крыма. В соответствии с международными санкциями, с декабря 2014 года европейским компаниям запрещено оказывать туристические услуги в Крыму, а иностранным судам — заходить в крымские морские порты. Крупные круизные компании официально объявили о том, что отказываются от морских круизов по Чёрному морю в связи с «ситуацией на Крымском полуострове»[17][18][19], кроме аварийных случаев[20][21].

В марте 2014 года было создано ГУП «Крымские морские порты», в состав которого вошли Керченские торговый и рыбный порты, Феодосийский, Ялтинский, Евпаторийский торговые порты.[22]

Позиция Украины

4 июля 2014 года Государственная инспекция по безопасности на морском и речном транспорте Украины сообщила о закрытии для международного судоходства морских портов Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта[23][24][25]. Сообщение не имело никакой реакции на реальные порты Республики Крым, которые в тот момент уже контролировались Россией. Отмечались сотни нарушений украинских запретов.[26]

Автомобильный

Автодорожная часть Крымского моста перед открытием. 15 мая 2018 года

Автомобильные дороги

Основная статья: Автомобильные дороги Крыма

Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 6 266,8 км.[27] Основным нормативным требованиям, таким как ровность, сцепление и прочность покрытия, соответствуют только 20 % дорог Крыма.[28]

Протяжённость коммунальных автомобильных дорог составляет 8504,7 км.[27]

Автобусный транспорт

Автобусы из Симферополя, Ялты, Севастополя идут практически до всех крупных украинских городов (Киев, Харьков, Днепр, Херсон, Одесса, Николаев), но границу эти автобусы с 27 декабря 2014 года не пересекают. Они довозят пассажиров до границы, которую тем приходится пересекать по пешеходной зоне пограничного и таможенного контроля, после чего на украинской территории они продолжают поездку на украинском автобусе[29].

Троллейбусный транспорт

Основная статья: Крымский троллейбус
Старый крымский троллейбус
Škoda 9Tr

Крымский троллейбус представляет собой уникальную междугородную систему, связывающую Симферополь с курортами Южного берега Крыма и включает в себя самый длинный в мире междугородный троллейбусный маршрут Симферополь — Алушта — Ялта протяжённостью 96 км. Билеты на троллейбусы в Алушту и Ялту продавались вместе с железнодорожными билетами до Симферополя в железнодорожных кассах крупных городов: в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Харькове, Риге и Вильнюсе.

Система включает также линии городских и пригородных троллейбусных маршрутов. Предприятие «Крымтроллейбус» основано в 1959 году. Изначально «Крымтроллейбус», кроме троллейбусных маршрутов, обеспечивал работу симферопольских трамваев, вплоть до их ликвидации в ноябре 1970 года.

В настоящее время в Крыму действуют только две трамвайные системы в Евпатории и в селе Молочном.

Железнодорожный

Основная статья: Крымская железная дорога

В 2013 году объём перевозок составил 6,8 млн т (60 % от общего объёма), грузооборот — 4910 млн т·км.[30]

Прямое железнодорожное сообщение Крыма с «материковой» частью России и с Украиной в настоящее время отсутствует.[31][32]. Добраться в Крым с территории Украины на поезде можно только с пересадкой, проехав через территорию Украины до Новоалексеевки, оттуда на автомобиле до КПП в Каланчаке, далее — пешком через приграничную полосу до пункта пропуска в Армянске и оттуда уже на электричке по городам полуострова[17].

С 2015 года ведётся строительство Крымского моста — автомобильно-железнодорожного перехода через Керченский пролив. Завершение строительства железнодорожной части моста ожидается в декабре 2019 года.

Примечания

  1. Международный аэропорт Симферополь. Досье - Биографии и справки - ТАСС
  2. 2,0 2,1 «У аэропорта Симферополя международных рейсов нет и магазинов Duty Free нет», «Газета.ру»
  3. _http://www.sipaero.ru/post.php?id=47 — Итоги деятельности Международного аэропорта «Симферополь» за 2014 год
  4. _http://www.kommersant.ru/doc/2754608 — Частные инвесторы облетают Крым
  5. _http://transdir.ru/news/%D0%B7%D0%B0-%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-2015-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%BA%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/ — За январь 2015 года Керченской переправой воспользовались порядка 140 тысяч пассажиров
  6. _http://morvesti.ru/detail.php?ID=27559&sphrase_id=777015 — Завод Дмитрия Фирташа возобновил экспорт соды из Крыма, используя ж/д и Керченскую переправу
  7. _http://infranews.ru/logistika/zheleznaya-doroga/38807-pervye-kontejnery-v-krymu-pri-ukraine-etogo-ne-sluchalos/ — Первые контейнеры в Крыму — при Украине этого не случалось
  8. _http://www.korabli.eu/blogs/novosti/morskie-novosti/kerchenskaya-pereprava-13 — 19 декабря 2014 года Керченская переправа закрыта из-за тумана
  9. _http://mangust.spb.ru/gruzi_v_krym — Прямые перевозки в Крым без рисков паромной переправы
  10. _http://mangust.spb.ru/timetable — Расписание контейнеровоза
  11. 11,0 11,1 11,2 _http://logirus.ru/news/transport/u_kerchenskoy_perepravy_poyavilas_alternativa.html — У Керченской переправы появилась альтернатива – контейнерная линия
  12. _http://new-sebastopol.com/news/novosti_sevastopolya/Kompaniya_VOLMA_zakroet_defitsit_stroymaterialov_v_Krimskom_federalnom_okruge — Компания "ВОЛМА" закроет дефицит стройматериалов в Крымском федеральном округе
  13. _http://vlg-media.ru/transport/gruzovoi-teplohod-klasa-reka-more-sovershil-pervyi-reis-iz-volgograda-v-sevastopol-43599.html — Грузовой теплоход класса «река-море» совершил первый рейс из Волгограда в Севастополь
  14. _http://www.c-inform.info/comments/id/170 — ВОЛМА. Новый путь в Крым
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 15,6 _http://www.morvesti.ru/analitics/detail.php?ID=31037 — Порты Крыма: состояние и перспективы
  16. У крымских портов проблемы из-за перекрытия грузопотоков из Украины. Новости Крыма — крымская служба новостей, 13.05.2014
  17. 17,0 17,1 Крым под санкциями: что изменилось за полтора года // РИА Крым, 07.10.2015
  18. Croft, Adrian, Andrew Roche. _https://www.reuters.com/article/2015/06/19/ukraine-crisis-eu-sanctions-idUSL5N0Z524V20150619 — EU extends trade and investment ban on Crimea (англ.), Рейтер (2015-07-19). Дата обращения 1 августа 2015.
  19. Дубровин, Денис. _http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1831303 — Евросоюз призвал страны ООН ввести ограничительные меры в отношении Крыма, ТАСС (2015-03-16). Дата обращения 10 июля 2015.
  20. _http://www.consilium.europa.eu/en/workarea/downloadAsset.aspx?id=40802191017 — Crimea and Sevastopol: Further EU sanctions approved (недоступная ссылка)
  21. _http://grani.ru/Politics/Russia/m.242130.html — МИД: Санкции против Крыма - коллективное наказание народа(рус.), Грани.ру (2015-06-20). Дата обращения 25 августа 2015.
  22. _http://portnews.ru/news/201991/ — Основные фонды крымских портов изношены на 99,3% - ГУП «Крымские морские порты»
  23. Про закриття морських портів | від 16.06.2014 № 255
  24. Україна офіційно закриває для міжнародного судноплавства морські порти Криму — Укрморрічінспекція — Державна інспекція України з безпеки на морському та річковому транспорті(недоступная ссылка)
  25. Украина официально закрывает морские порты Крыма — Газета. Ru
  26. Политика_ Чубаров_ После аннексии Крыма в порты заходили украинские суда — Odnako.su
  27. 27,0 27,1 _http://www.invest-in-crimea.ru/show_content.php?alias=transport_complex&mid=1&m2=41 — Транспортный комплекс
  28. _http://regnum.ru/news/1937790.html — Подведены итоги второго Крымского транспортного форума
  29. Транспортная блокада Крыма: самолеты не летают и не ходят поезда // РИА Крым, 11.10.2015
  30. _http://meco.rk.gov.ru/rus/file/doklad_eco_2013.pdf — Доклад о состоянии и охране окружающей среды Республики Крым в 2013 году
  31. В СНБО рассказали, почему запретили транспортное сообщение с Крымом
  32. «Укрзализныця» с конца 2014 года не возит в Крым ни грузы, ни пассажиров