Память Меркурия (крейсер)

Материал из Крымология.рф - Тауримедиа
Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:Военный корабль Память Меркурия (Кагул) — бронепалубный крейсер.

История крейсера «Память Меркурия»

Был построен в рамках судостроительной программы в 1898 году. Предполагалось, что крейсеры "Богатырь" и "Олег" будут построены для Балтийского, а "Кагул" и "Очаков" — для Черноморского флота. Такие крейсеры, обладая достаточной мореходностью, помимо самостоятельного крейсерства, могли при необходимости сопровождать эскадру, служить при ней разведчиками, а в крайнем случае — и выдержать кратковременную стычку с броненосцами. Так формировался тип новых крейсеров, в которых явственно прослеживалась идея универсального корабля. Эти гордые красавцы по виду напоминали высокобортные броненосцы и в действительности представляли собой линейные, легко бронированные корабли. Крейсеры этого типа по праву считались лучшими представителями класса средних бронепалубных крейсеров начала ХХ века.

Крейсер первого ранга "Кагул" был заложен 23 августа 1901 года в Николаеве, спущен на воду 20 мая 1902-го, вступил в строй в 1905—1908 годах. Корабль имел нормальное водоизмещение — 6746 т, наибольшую длину — 134 м, ширину — 16,6 м, осадку при нормальном водоизмещении — 6,3 м. Топливом для 16 водотрубных паровых котлов системы Нормана служил каменный уголь (полный запас 1200 т). При этом дальность плаванья экономическим 10-узловым ходом достигала порядка 5000 миль (9260 км).

Первоначальное вооружение крейсера состояло из 12х152 мм, 12х75 мм орудий и 5 пулеметов. При этом 4х152 мм орудия 45 калибра Обуховского завода располагались в двух башенных установках — носовой и кормовой. Четыре другие 152 мм пушки размещались по одной в четырех отдельных бронированных бортовых казематах на станках системы Канэ с башенноподобными щитами, а остальные четыре — на спонсонах верхней палубы в средней части корабля. Наибольшая дальность стрельбы 152 мм орудий достигала 62 кабельтовых (11,3 км), скорострельность — 6 выстрелов в минуту для казематных и палубных и 4 выстрела — для башенных орудий. Орудия 75 мм длиной в 50 калибров (11 — производства Обуховского, 1 — Пермского орудийных заводов) устанавливались побортно на станках Миллера, с дальностью стрельбы 43 кабельтова (7,8 км), скорострельностью 8 выстрелов в минуту. Кроме этого, крейсер имел 2 подводных торпедных аппарата 381 мм и мог принять на борт 292 мины заграждения.

Броневая защита представляла собой броневую палубу — 34—70 мм, защищающую машины, котлы и артиллерийские погреба. Артиллерийские башни имели броню — 127 мм, казематы — 34—79 мм, щиты орудий — 25 мм, боевая рубка — до 140 мм. Экипаж корабля состоял из 570 человек (19 офицеров, 12 кондукторов и 539 нижних чинов).

Приказом по Морскому министерству от 23 марта 1907 года крейсер был переименован в "Память Меркурия" (в память о подвиге брига "Меркурий" во время русско-турецкой войны 1826—1828 годов), а имя "Кагул" было передано "мятежному" крейсеру "Очаков". После долгих приемных испытаний в состав действующего флота корабль был зачислен в первой половине 1908 года. С этого времени он стал бороздить воды Черного моря под гвардейским Георгиевским флагом.

Первая мировая война

С самого начала Первой мировой войны крейсер "Память Меркурия" принимал самое активное участие в решении боевых задач Черноморского флота — преимущественно в составе эскадры или в одной из тактических (маневренных) групп, сформированных после вступления в строй новых линейных кораблей. Некоторые задачи — уничтожение береговых объектов, перевозка войск и другое — он решал самостоятельно, так как после дополнительного переоборудования крейсер был в состоянии брать на борт по два гидросамолета, что повысило его боевые возможности. "Память Меркурия" неоднократно привлекался к ведению тактической разведки, поиску и уничтожению транспортных судов противника на путях движения, обстрелу береговых объектов и постановке минных заграждений.

Для Турции перевозки на Черном море имели жизненно важное значение. Доставка угля из района Зонгулдак-Эрегли в Константинополь существенно влияла на военно-экономические возможности страны, а ее войска на Кавказском фронте зависели от подвоза пополнения и снабжения морским путем. Вот почему борьба Черноморского флота с вражескими перевозками продолжалась с первого и до последнего дня войны.

С ноября 1914 года "Память Меркурия" вместе с другими силами флота начал активно действовать на линии коммуникаций противника. В ноябре—декабре он участвовал во всех шести походах эскадры, а 18 декабря 1914 года принимал участие в бою с линейным крейсером "Гебен" у мыса Сарыч. За первые месяцы 1915 года "Память Меркурия" испытал наибольшее напряжение: в это время крейсер выходил в море по три-четыре раза в месяц, совершив 17 боевых походов, в общей сложности находясь в море 84 дня. Такая чрезмерная эксплуатация крейсера в военный период сказалась на состоянии механизмов и оружия. Поэтому в дальнейшем время его пребывания в море из года в год сокращалось.

Вступление в строй в 1915 году новых линейных кораблей обеспечивало значительное превосходство русского Черноморского флота над противником. Командование создало три маневренные группы, каждая из которых по своей мощности превосходила "Гебен" и при встрече с основными силами противника в море могла вести бой. Крейсер "Память Меркурия" был включен во вторую тактическую группу и уже в начале 1916 года участвовал в блокаде Угольного района турецкого побережья, а также в Трапезундской наступательной операции, прикрывал высадку войск в районах Ризе-Платана, несколько раз привлекался к охране конвоев из района высадки в Севастополь, а также конвоированию транспортов между портами юго-восточной части моря. Во второй половине июля постоянно выходил для артиллерийского прикрытия фланга сухопутных войск.

В ходе решения боевых задач корабль неоднократно обстреливал порты и другие объекты на побережье Турции, Болгарии и Румынии. В этих портах артиллерийским огнем было потоплено несколько транспортов и парусников, разрушены портовые сооружения. Наибольший успех был достигнут при обстреле нефтехранилищ в районе Констанцы в ноябре 1916 года. Итоги операции были внушительными: непрерывно маневрируя под огнем береговых батарей противника внутри опасной зоны минного заграждения, "Память Меркурия" уничтожил 15 нефтехранилищ, подавил береговую батарею, отразил нападение гидросамолетов, уклонился от атаки подводной лодки и плавающей мины. За самоотверженную службу и проявленное мужество 90 членов команды крейсера были награждены Георгиевскими крестами и медалями.

С приходом нового командующего Черноморским флотом вице-адмирала Александра Колчака особое внимание стало уделяться минному оружию, начали активно вестись минные постановки у Босфора, в которых непосредственное участие принимал и крейсер "Память Меркурия". Постановка мин осуществлялась как с самого крейсера, так и с моторных баркасов, каждый из которых мог принять на борт 30 малых мин типа "Рыбка". И к району постановки моторные баркасы доставлялись на борту "Памяти Меркурия". Всего отряд кораблей, флагманом которого являлся крейсер, поставил в проливе Босфор более трехсот мин.

Под украинским флагом

Февральская революция 1917 года и последующие события активизировали национально-освободительные устремления украинцев. Самые благоприятные условия для украинизации флота сложились на Черном море, где личный состав на 75—90% состоял из уроженцев южных губерний Малороссии. А к весне 17-го почти на всех кораблях Черноморского флота уже существовали украинские организации в форме советов или кружков. Проявлением активной украинской сознательности среди личного состава стало поднятие желто-голубых флагов Украинской Народной Республики в связи с провозглашением 7 ноября УНР во главе с Владимиром Винниченко, Симоном Петлюрой и Александром Шульгиным. В ноябре почти на половине кораблей Черноморского флота во всех портах уже развевались украинские флаги, в том числе и на крейсере "Память Меркурия", где была создана мощная украинская организация и согласно решению судового комитета был поднят украинский стяг.

Телефонограмма в штаб командующего Черноморским флотом:
Судовой комитет крейсера "Память Меркурия" сообщает: завтра, 12 ноября, в 8 часов утра вместо кормового Андреевского флага украинцами решено поднять украинский национальный флаг. Великороссы и не сочувствующие подъему украинского флага ввиду непримиримости двух сторон в числе около 200 человек решились съехать в экипаж, из-за чего судовой комитет просит срочным порядком разрешить вопрос об укомплектовании крейсера украинцами вместо ушедших, списки уходящих будут присланы дополнительно. При решении этих вопросов присутствовал украинский генеральный комиссар, находящийся при Морском министерстве, капитан второго ранга Акимов.

В Киеве 22 декабря 1917 года было основано Украинское Генеральное Секретарство морских дел, а через месяц Центральная Рада приняла "Временный закон о флоте УНР".

Этот исторический документ гласил, что "Российский Черноморский флот — военный и транспортный — объявляется флотом Украинской Народной Республики и исполняет обязанности охраны побережья на Черном и Азовском морях". "Со времени провозглашения этого закона все российские военные и торговые корабли на Черном и Азовском морях поднимают украинский флаг". Кульминацией всех этих событий стали массовое поднятие 29 апреля 1918 года на всех кораблях флота, находящихся в Севастополе, украинских флагов и радиограмма, посланная в Киев: "Сего числа Севастопольская крепость и флот, что в Севастополе, подняли украинские флаги. Командование флотом принял адмирал Саблин"… Однако не все было так гладко, пропаганда и агитация большевиков возымели свое действие. В итоге случилось бегство части кораблей флота в Новороссийск для самозатопления, приход германских войск, временный захват ими части флота и т. д.

Немцы интернировали все корабли, базировавшиеся в Севастополе и Одессе, а также и те, что вернулись из Новороссийска, при этом пообещав вернуть их Украине. 10 июня 1918 года на должность представителя Украины в Крыму гетман Скоропадский назначил контр-адмирала Вячеслава Клочковского, который постепенно уладил конфликт с немцами. На кораблях вновь были подняты украинские флаги. Шаг за шагом весь личный состав флота зачислили на украинскую службу. Летом 1918 года украинский флот состоял из трех бригад линейных кораблей, бригады крейсеров, трех бригад гидрокрейсеров, дивизии миноносцев, бригады подводных лодок и других кораблей. Полгода на флоте продолжалась обычная учебная работа: восстанавливались экипажи, были введены новые офицерские звания, ремонтировались корабли.

Осенью началась смена старых имен военных кораблей на новые — украинские. И в начале сентября крейсер "Память Меркурия" был переименован в "Гетьмана Iвана Мазепу"… Но Германия капитулировала, и в декабре 1918 года в черноморские порты вошли корабли Антанты. По приказу командующего Украинским флотом контр-адмирала Вячеслава Клочковского на подчиненных ему кораблях были подняты Андреевские флаги. Этим он хотел привлечь расположение бывших союзников, но английское и французское командование поступило с флотом как со своей добычей. Большую часть военных кораблей передали Добровольческой армии, на которую Антанта делала основную ставку в борьбе против большевиков, а остальную часть увели в свои порты. Права и интересы Украины были попраны. Фактически после этого Украинский Черноморский флот прекратил свое существование.

Затем пришли Деникин и Врангель, но и они недолго оставались в Крыму. Потерпев поражение от большевиков, части Белой армии вывели из строя, затопили и увели за кордон все, что осталось от некогда могучего Черноморского флота. Крейсер "Память Меркурия" ввиду неудовлетворительного состояния механизмов и корпуса в ноябре 1920 года полностью был выведен из строя и оставлен в Севастополе. В составе РККФ

Молодой советской республике нужен был свой флот, и комиссия, созданная Реввоенсоветом флота 6 мая 1922 года, определила: восстановить крейсер "Память Меркурия" как боевую единицу в ранге учебного корабля. Для ремонта взорванных цилиндров главных машин были использованы аналогичные механизмы однотипного балтийского крейсера "Богатырь", предназначенного на слом. Кроме того, для восстановления корабля была снята необходимая арматура и трубопроводы с броненосцев "Евстафий" и "Иоанн Златоуст". 31 декабря 1922 года крейсер получил новое имя — "Коминтерн"[1] — в ознаменование заслуг моряков в пролетарской революции и строительстве РККФ. Официально в строй Красного флота "Коминтерн" вступил 8 сентября 1923 года…

"Коминтерн", как и в свои молодые годы, активно включился в напряженную морскую службу: отрабатывались боевые задачи в составе отряда кораблей, в одиночной подготовке. Больших успехов добились артиллеристы крейсера, неоднократно завоевывая призы за отличную стрельбу. В 1924—1925 годах "Коминтерн" принимал участие во всех общефлотских учениях и маневрах, нередко выполняя роль флагманского корабля начальника Морских сил Черного моря. Примечательно, что "Коминтерн" в 1925 году "снялся" в фильме Сергея Эйзенштейна в роли броненосца "Потемкин".

С вступлением в строй новых кораблей Красного флота роль и значение "Коминтерна" как боевого корабля постепенно снижались. В 1931 году он переводится в разряд учебных кораблей. Теперь на Черном море важная роль в подготовке кадров отводилась именно "Коминтерну". И вплоть до Великой Отечественной войны, то есть в течение двух десятилетий, на крейсере прошли обучение несколько поколений советских военных моряков. "Коминтерн" являлся настоящей кузницей кадров как рядового, так и командного состава флота.

Великая Отечественная война

Начало Великой Отечественной войны корабль встретил в ранге минного заградителя. Изменилось зенитное вооружение, теперь оно состояло из 3х45 мм, 2х25 мм орудий и 5х12,7 мм пулеметов. На корабле установили два бомбомета с запасом 40 глубинных бомб, он мог принять 195 якорных мин.

Снова, как и в прежние суровые годы, "Коминтерн" активно действует во всех боевых операциях кораблей Черноморского флота. Вывоз раненых из осажденного Севастополя, охрана транспортов с солдатами и оружием, постановка минных заграждений, стратегически важная Керченско-Феодосийская операция — во всей этой работе участвовал корабль-ветеран. Рейсы в Севастополь, Одессу, Новороссийск проходили с боями.

В 1942-м, во время налета немецкой авиации, крейсер был поврежден авиабомбой, пробита палуба юта, разрушена часть правого борта и кормовых надстроек. Кораблю был необходим капитальный ремонт, но во время войны это сделать не представлялось возможным. Поэтому в сентябре "Коминтерн" разоружили для комплектования сформированных береговых артиллерийских батарей: 4 батареи по 2х130 мм, 1 батарея — 3х76,2 мм, 1 батарея — 3х45 мм орудия. Все они были установлены на подступах к Туапсе. Сам же легендарный крейсер 10 октября 1942 года был затоплен в качестве брандера в устье реки Хоби, севернее Поти, для создания волнолома. А через полгода "Коминтерн" официально был исключен из списков Советского ВМФ. Но и после своей славной гибели корабль продолжал нести службу. На палубе притопленного крейсера была установлена артиллерийская батарея, оборудован наблюдательный пост.

Итог боевой деятельности крейсера (минного заградителя) "Коминтерн" внушителен. За 14 месяцев войны в тяжелых условиях корабль произвел семь минных постановок, выставив около 800 мин, перевез 6790 т боезапаса, продовольствия и других грузов, вывез из осажденных городов Одессы, Севастополя, Феодосии 1866 раненых, отконвоировал 17 транспортов и 3 корабля с войсками и воинскими грузами, участвовал в высадке десантов. На базах и море "Коминтерн" около 150 раз подвергался бомбовым ударам и торпедным атакам немецкой авиации. При отражении авианалетов зенитчики крейсера сбили четыре вражеских самолета. 14 раз артиллеристы "Коминтерна" вели огонь по немецким береговым позициям и объектам, уничтожили сотни фашистских солдат и офицеров, подавили несколько артиллерийских и минометных батарей.

Примечания

  1. [Сетевой ресурс: ava.telenet.dn.ua/bookshelf/Spahov_S_F_Stepanov_M_E%20-%20Krejser_Komintern/gl_08.html СНОВА В БОЕВОМ СТРОЮ]