Железные дороги Феодосии
Железная дорога для Феодосии — необходимое условие экономического процветания; три кита феодосийской экономики — порт, нефтебаза и курорт во многом существуют благодаря ей. Не менее велико и культурное значение железной дороги. Неизменно связанная с именем Ивана Константиновича Айвазовского, железная дорога, подходящая по берегу моря к самому сердцу города, является одним из его символов. Феодосия столь же непредставима без железной дороги, как и без генуэзских башен.
История железной дороги в Феодосии
- Сказать о проекте 1840-х (1830-х ?) годов, роли Айвазовского, дарении субашской воды, защитных сооружениях, статусе Сарыгольской станции, всяческих проектах переноса вокзала…
Айвазовская — Феодосия
В Феодосии две железнодорожных станции, на которых делают остановку все поезда, — станция Айвазовская и станция Феодосия, или просто городской вокзал. Участок от «Айвазовки» до вокзала проходит между берегом моря и проспектом Айвазовского с его прекрасными виллами.
Мы попытаемся напомнить вам, что вы видели из окон поезда, въезжая в Феодосию.
Ваш поезд тронулся со станции Айвазовская, и вот за левыми окнами вагона показалось море. Секундой спустя вы увидели широкое устье реки Байбуги, больше напоминающее морскую бухту, закованную в бетонные берега, чем место, в котором иссушенная степным зноем крымская река достигает наконец Черного моря.
Вы переезжаете совсем непримечательный стальной мостик над рекой, и попадаете в царство высоких тополей — слева от вас «Спортивная база Динамо».
Пока деревья закрывают обзор слева, перейдите к правым окнам — вы увидите Комсомольский парк, самый обширный зелёный массив в этой части города.
Секундой спустя слева от вас вырастет громадина Ай-Петри — белое 12-ти этажное здание, военные тайны которого столь же велики как и само оно. Справа вы увидите ленкоранские акации, а за ними — Феодосийский роддом, разместившийся в здании кирпично-красного цвета.
Впереди выемка, ведущая под мост с перилами из изящного чёрного чугуна, а справа — «минареты» дачи Стамболи.
Вы въезжаете под мост, некогда бывший трёхарочным, — обратите внимание на заложенные кирпичём арки слева и справа от главной. На перилах моста внимательный пешеход заметит клеймо Одесского чугунолитейного завода; перила эти сохранились с далеких времен юности этой железной дороги.
Выемка быстро сменяется насыпью и вот уже справа от вас территория Военного санатория, утопающая в зелени.
Машинист, повинуясь знаку, подаёт сигнал предупреждения, и вы въезжаете на переезд. Краток этот миг. Слева от вас широкая городская набережная, а за ней переливающееся солнцем море. Справа — виллы богатейших промышленников и иных достойных граждан Феодосии, Крыма и обеих столиц. От проспекта Айвазовского поезд отделяет лишь невысокий заборчик из серого камня — вы как будто плывёте над медлительной людской рекой, текущей у подножья вилл, ставших теперь корпусами санатория «Волна».
Неожиданно дома отступают и вы видите Светомузыкальный фонтан и лестницу, поднимающуюся на Пейзажную горку. Теперь, в течении нескольких кратких секунд, вы созерцаете мириады картин, представленных феодосийскими художниками взгляду всякого проходящего. Деревья пропадают, и на небольшой уложенной плиткой площади вы видите сидящего Айвазовского, задумчиво смотрящего сквозь поезд на морские просторы…
Феодосия — вокзал…
Несколько слов о иных участках
Говорить о Феодосийских железных дорогах имеет смысл не в границах территории Феодосийского горсовета, а начиная от посёлка Владиславовки Кировского района, где феодосийская ветка соединяется с керченской.
Название | км от Джанкоя |
---|---|
Владиславовка | |
Разъезд 107 км | 107 |
Пл. 112 км | 112 |
Айвазовская | |
Феодосия |
На разъезде 107 км есть ответвление на Приморский, ранее использовавшиеся заводом Море и пригородным поездом, возившим в Приморский рабочих из Феодосии. Сейчас, поговаривают, рельсов этой дороги уже нет.
Рядом с Ближними Камышами находится станция Феодосия-Товарная, а в непосредственной близости от переезда (через шоссе Керчь-Симферополь) тупик для курортных поездов. Между переездом и Айвазовской несколько ответвлений к предприятиям отходят по левую и правую стороны от дороги. Далее от Авазовской до вокзала идет одноколейная дорога, продолжающаяся несколькими путями, уходящими на территорию торгового, а через него — военно-морского порта.
Галерея
- ВП Байбуга.jpg
Устье Байбуги (вид от моря в сторону жд)
- Спортивная база Динамо (Феодосия).jpg
Спортивная база Динамо (вид с моря на стадион)
- Комсомольский парк в Феодосии.jpg
Комсомольский парк
- Ай-Петри (Феодосия).jpg
Научная база Ай-Петри (жд — за зданием)
- ВП Фео дача Стамболи.jpg
Дача Стамболи
- ВП Фео вокзал.jpg